ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ УПРОЧАТ АВТОРИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕПослание Президента России Владимира ПУТИНА к депутатам Федерального собрания формулирует задачи кардинального изменения направления и качества развития российской экономики в условиях кризиса. Его внешние и внутренние составляющие представляют собой факторы долговременного действия. У многих сегодня возникает вопрос: может ли нынешняя федеральная власть решить поставленные в Послании задачи?

В адрес структур Правительства РФ, особенно в адрес Центробанка, все громче звучит критика из рядов ученых и экспертов. С Государственной Думой ФС РФ (ГосДума) в последние месяцы связаны не столько ожидаемые обществом решения, сколько сомнительные законодательные инициативы, создающие видимость активной деятельности…

Между тем, органы власти, занятые задачами оперативного управления в кризисный период  — федеральное правительство и ГосДума — должны не просто пользоваться поддержкой общественности, но и обладать достаточным для принятия непопулярных решений кредитом доверия.

Избранная исключительно по партийным спискам ГосДума выглядит сегодня не столь легитимной на фоне серии успешно проведенных выборов региональных парламентов по смешанной системе. Неудивительно, что усилившиеся в последние недели разговоры о возможной отставке правительства Дмитрия МЕДВЕДЕВА дополняются предположениями о неизбежности новых парламентских выборов в 2015 году.

Противники досрочных выборов указывают, что в обществе отсутствует запрос на обновление институтов федеральной власти. Однако российская политическая традиция дает нам немало примеров «консервации» отложенного спроса на перемены, которая «вдруг» сменяется невесть откуда взявшимся стихийным движением протеста, быстро приобретающим радикальные формы…

Не лучше ли федеральной власти, избрав сценарий «упреждающей демократии», самой инициировать обновление и депутатского состава российского парламента и его партийного ландшафта? Тем более, что политическая конструкция под названием «Общероссийский народный фронт» (ОНФ), лишенная активного конкурентного участия в масштабных общероссийских избирательных кампаниях, со временем будет неизбежно ветшать.

ОНФ мог бы не просто интегрировать разнообразные по своему вектору и интенсивности протеста общественные движения, но и сделать их более конструктивными и ответственными, предложив реальные возможности парламентского представительства. Все это одновременно и упрочило бы авторитет федеральной власти и, и укрепило бы основы парламентской демократии.

Идея внеочередных парламентских выборов нашла бы поддержку в российских регионах. Показательна здесь ситуация в Волгоградской области.

С одной стороны, губернатор Андрей БОЧАРОВ выдвинул представителей областной организации ОНФ на ведущие позиции в структуре региональной политической элиты и депутатского корпуса Волгоградской областной Думы.

Однако этих новых фигур оказалось явно недостаточно, чтобы кардинально преобразить региональную политику. Для рядового избирателя пока остается неясным политический статус ОНФ: идет ли он по-прежнему в тандеме с «Единой Россией», либо пытается определить в партийно-политическом спектре свое особое, относительно автономное положение.

С другой стороны, избранные от Волгоградского региона депутаты ГосДумы не отличились пока ни лоббистскими способностями, ни социально значимыми инициативами, ни результативной работой с избирателями в округах, представляя в основном узкопартийные и групповые интересы.

Некоторые из них получили свои места в национальном парламенте не через прямые выборы, а через механизмы партийной кооптации. Их деятельность на прежних местах работы вызывала в регионе подчас жесткую критику.

В то же самое время региональные партийные организации, — и «Единая Россия» здесь не является исключением, — в ситуации нарастания социально-экономических проблем, похоже, не могут существенно расширить ни свой электорат, ни свое думское представительство.

Их цель — оборонительные бои местного значения, способные лишь сохранить достигнутые позиции, что явно недостаточно с учетом растущей перспективы усиления критических настроений в общественном мнении. К тому же выборы в ГосДуму по мажоритарным округам смогут активизировать избирателей, повысить их явку, сделав гражданский выбор более обоснованным.

Разумеется, любые досрочные выборы таят в себе риски и неопределенности, но перспектива подрыва общественного доверия к федеральной власти при движении общества на кризисном уклоне может обойтись дороже.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов