ПРИБЛИЖЕНИЕ ВЛАСТИ К ГРАЖДАНАМ — ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ_iconaПринятие политических решений представительными органами опирается обычно либо на целесообразность, либо на интересы законодателя, либо на существующие юридические рамки. Выбор волгоградскими областными депутатами модели муниципального управления городом-миллионником не является исключением.

Поскольку интересы законодателей в нашем регионе часто принимают причудливый характер и подвержены влиянию множества факторов, их анализ больше напоминал бы гадание или предсказание экстрасенса.

Так как эзотерический дар у нас отсутствует, а о юридических тонкостях пристало говорить юристам, нам ничего не остается, как вступить на порицаемый многими, но от этого не становящийся менее значимым и привлекательным путь политической целесообразности. Логику рассуждений многих, вставших на этот путь, мы и попытаемся представить.

Итак, каковы факторы, определяющие политическую целесообразность выбора модели муниципального управления Волгоградом?

Первый из них — это лидерские черты и авторитарный стиль управления губернатора Андрея БОЧАРОВА, при котором в региональном пространстве публичной власти и управления места для конкурентов практически не остается. В такой ситуации появление сильного, харизматичного мэра Волгограда станет шагом к воспроизводству давнего регионального конфликта между городом и областью.

Второй — существующая и пока до конца не решенная проблема отношений губернатора с региональными элитами, часть которых все еще не отказалась от фрондерства и не направила свою энергию и амбиции в конструктивное, созидательное русло.

Третий — неоднозначный в целом опыт отношений губернатора и региональной власти с администрацией Волгограда, эффективную работу которой наладить так и не удалось. Городскими чиновниками не довольны и губернатор, и жители мегаполиса.

Четвертый — существующая общероссийская система финансирования регионов, когда основным получателем и распорядителем средств остается администрация области. В этих условиях ограничить воровство бюджетных денег, помимо иных способов, можно, сократив промежуточные инстанции между распорядителем (областью) и получателем (учреждениями на местах).

Пятый — необходимость сократить безмерно выросший аппарат управления, тем более что и возможности регионального, равно как и федерального бюджета, сегодня сокращаются, а экономия за счет граждан, что является любимым занятием чиновников всех уровней, может спровоцировать рост социальной напряженности.

Шестой фактор — исторически сложившаяся объективная реальность градостроительного развития Волгограда — его линейная планировка, когда основная тяжесть решения возникающих проблем и сложная драматургия выстраивания отношений с рядовыми гражданами ложатся на районный уровень.

Наконец, седьмой — последний в перечне, но не последний по значимости фактор состоит в том, что Волгоград стал местом проведения эксперимента по разработке новой модели муниципального управления, результаты которого поддержаны администрацией Президента РФ.

Как в этой ситуации может выглядеть структура управления Волгоградом? Обстоятельства складываются не в пользу прямых выборов мэра (главы города) всем населением Волгограда. Оптимальным было бы избрание главы города депутатами городского представительного органа.

Избранный глава, помимо представительских функций, выполнял бы также роль спикера городского парламента. Городской парламент на конкурсной основе избирал бы сити-менеджера и наряду с нормотворчеством отвечал бы за распределение статей городского бюджета, а также за его формирование совместно с областными структурами.

Только этот путь переговоров и согласований с последующим принятием городского бюджета региональным парламентом избавил бы обе стороны — город и область — от безответственного поведения и взаимного саботажа.

Задача сити-менеджера должна состоять в координации действий районных структур Волгограда, что в условиях протяженности города и ограниченности ресурсов является проблемой, а также в решении текущих финансовых вопросов. Аппарат городской власти состоял бы в этом случае из секретариата сити-менеджера и небольшого финансового отдела.

Все остальные структуры управления городского уровня должны быть ликвидированы, а районные структуры Волгограда, как и районные структуры сельских районов области, должны непосредственно взаимодействовать с областным уровнем власти и управления.

Сегодня городские структуры являются посредником в системе управления, действия которого чаще осложняют решение текущих вопросов.

Здравый смысл подсказывает, что если областные органы власти будут руководить наряду с имеющимися еще восемью структурными подразделениями, это не будет для них непосильной задачей. К тому же управление социальной сферой (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) заметно упростится.

Разумеется, реальное сокращение расходов на аппарат управления возможно лишь в том случае, если не произойдет «перетекания» чиновников городского уровня в областные и районные структуры, а численность чиновников областного и районного масштаба в Волгограде останется неизменной или даже уменьшится.

Основным звеном управления в Волгограде становятся районные администрации: их полномочия расширяются вместе с ответственностью. Избранные населением районные Думы, согласно идеям эксперимента, направляют своих представителей в городской парламент, формируя его состав.

Глава района и сити-менеджер района избираются районной думой и ответственны перед ней и городскими инстанциями (возможно также и назначение районных сити-менеджеров).

Важно, что избиратели и районные думы в этом случае получат право отзыва своих представителей (императивный мандат), что укрепит доверие граждан к районной власти, а политический партии и общественные организации должны будут работать с населением в районах, а не ограничиваться рамками «центровой политтусовки».

Было бы полезно предусмотреть в законе о местном самоуправлении Волгограда проведение районных референдумов (или публичных опросов граждан) и по текущим вопросам городской жизни и организации ЖКХ. Эти референдумы или опросы могли бы решать вопросы о доверии граждан районным властям или одобрении их деятельности, что было бы еще одним способом воздействия населения на власть.

Понятно, что детали представленного здесь «проекта политической целесообразности» могут выглядеть иначе, но суть его в приближении власти к гражданам как лучшем способе оптимизации муниципального управления.

Скоро мы узнаем, что взяло верх в решении наболевших вопросов управления Волгоградом: так или иначе понятая политическая целесообразность, интересы законодателей или ограничивающая фантазии экспертов и депутатов логика действующего законодательства.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов