ИРИНА СОЛОВЬЕВА: «НАШ ПРОЕКТ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС»

ИРИНА СОЛОВЬЕВА

Завтра, 15 апреля, в Государственной Думе ФС РФ в пройдет обсуждение изменений в знаменитый ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Накануне в Москве состоялось заседание Центрального совета Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС), на котором также обсуждались вопросы совершенствования системы местного самоуправления в рамках исполнения поручения Президента РФ. В заседании принимала участие член Центрального совета ВСМС, председатель Волгоградского регионального отделения Ирина СОЛОВЬЕВА. Одновременно она является председателем Общественной Думы Волгограда, которая в пилотном режиме как раз и призвана реализовать новую модель местного самоуправления.

— Ирина Анатольевна, в чем суть предлагаемых изменений в закон об организации местного самоуправления?

— Система организации местного самоуправления, существующая сегодня, имеет ряд недостатков. Главный из них — оторванность от населения, проживающего на территории, местные власти зачастую мало знают о тех проблемах, которые его волнуют.

Между тем, органы местного самоуправления, как сказал Президент России Владимир ПУТИН в своем прошлогоднем Послании Федеральному Собранию, «это самая близкая власть к населению, она должна находиться на расстоянии вытянутой руки».

Поэтому суть предлагаемых изменений — это, прежде всего, приближение органов местного самоуправления к народу, вовлечение большего числа граждан управление своей территорией, усиление общественного контроля.

Предлагаемое реформирование системы местного самоуправления можно условно разделить на несколько ключевых блоков. К первому относятся вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления. Эти вопросы уже достаточно продолжительное время обсуждались в регионах, в органах местного самоуправления, в экспертном сообществе.

Все согласились с тем, что наиболее оптимальным является формирование двухуровневой системы местного самоуправления. Применительно к крупному городу, такому, как наш, первый уровень — это внутригородской район, второй — это уровень города, городской агломерации.

Этот вопрос мы обсуждали и на «круглом столе» в Волгограде в декабре прошлого года. Его участники также пришли к выводу о необходимости создания двухуровневой системы, поскольку сегодня этого требует сама жизнь.

— В чем преимущество этой системы?

— Прежде всего, в том, что районный уровень более приближен к населению. Сравните сами: в Волгоградской городской Думе — 48 депутатов. А в восьми районных общественных Думах, которые были сформированы месяц назад в нашем городе — 157. Иными словами, на каждого районного депутата приходится в разы меньше избирателей, чем на городского.

Естественно, депутат представительного органа района имеет больше возможностей познакомиться с каждой семьей, с каждым человеком, который живет в его округе, узнать, чем они живут, и какие у них проблемы.

В этой связи весьма показательным является состав депутатов районных общественных Дум, созданных месяц назад в нашем городе. В них вошли люди, которых хорошо знают избиратели на территории, где им предстояло работать, они зарекомендовали себя активной общественной работой по защите прав и интересов граждан.

Среди общественных депутатов — представители различных социальных и профессиональных групп, разных возрастных категорий, в том числе молодежи.

— Но ведь такое увеличение числа депутатов приведет к значительному росту расходов на содержание представительных органов местного самоуправления?

— Я бы так не сказала. Ведь депутаты районных Дум работают исключительно на общественных началах. Для них это вполне естественно, потому что все они уже не первый год участвуют в деятельности различных общественных организаций в свободное от основной работы время. Так что для них депутатство стало еще одной формы общественной работы. Так должно быть и в будущем.

Говоря о преимуществах новой системы, стоит отметить, что она позволяет в большей степени обеспечить честность и прозрачность выборов депутатови тем самым повысить их легитимность в глазах избирателей. Ведь если кандидат живет в том же самом микрорайоне, где ему предстоит избираться, и является активным общественником, то, значит, люди его хорошо знают и доверят ему представлять их интересы в районной Думе.

Это, собственно говоря, и было продемонстрировано во время процесса формирования общественных районных Дум в нашем городе. Люди пришли работать в общественную Думу не за деньгами или карьерой, а потому что они занимают активную жизненную позицию и хотят что-то изменить к лучшему на своей территории и в городе в целом.

В этой связи хотела бы отметить, что наш проект по созданию двухуровневой системы местного самоуправления, пока как общественных представительных органов, вызывает большой интерес и в других регионах страны. В ходе заседания Центрального совета ВСМС ко мне обращались коллеги из многих других городов с просьбой рассказать, как идет реализация проекта, какие уже достигнуты результаты.

Я проинформировала коллег, что общественные депутаты в Волгограде регулярно проводят встречи с жителями непосредственно в местах их проживания. Только за прошедшую неделю в этих встречах приняли участие более полутора тысяч волгоградцев, они высказали свыше двух с половиной тысяч замечаний, предложений и инициатив. Это говорит о том, что их проблемы длительное время не решались, и интересы территорий в полной мере не учитывались.

Поэтому большинство граждан, принявших участие в этих встречах, поддерживают идею создания двухуровневой модели местного самоуправления, укрепления районного звена и создания районных представительных органов власти.

Опираясь на опыт, уже полученный нами в ходе реализации первого этапа работы общественных дум, встреч с горожанами, мы также внесли свои предложения по законопроекту, который будет обсуждаться в Государственной Думе. По нашему мнению, именно такая система организации местного самоуправления может обеспечить реальное участие в нем граждан.

— Какие еще ключевые блоки есть в предлагаемых изменениях?

— Создание двухуровневой системы, естественно, предполагает распределение полномочий между ними. Ведь мало создать органы местного самоуправления на районном уровне, нужно еще наделить их необходимыми полномочиями. Потому что в настоящее время между разными уровнями власти нет четкого разделения полномочий. Это приводит к тому, что граждане неоправданно лишаются влияния на процессы жизнеобеспечения на местах, на решение вопросов местного значения. Это противоречие призваны устранить изменения в закон об организации местного самоуправления.

Еще один ключевой блок вопросов — это финансово-экономические основы местного самоуправления. Как известно, местные бюджеты, особенно небольших поселений или районов, страдают хронической нехваткой средств. Поэтому, какие бы широкие полномочия им ни дай, у них просто-напросто не будет денег на их реализацию.

В таких условиях нельзя говорить ни о самостоятельности муниципалитетов, ни об их устойчивом социально-экономическом развитии. Поэтому в качестве составной части реформы местного самоуправления предусматривается пересмотреть некоторые статьи бюджетно-налогового законодательства, чтобы передать в местные бюджеты ряд доходных источников.

Но необходимо не только изыскать для местных бюджетов дополнительные источники доходов, но и наладить действенный контроль за использованием бюджетных средств. Ведь бюджетные средства, которые используются неэффективно, — это все равно, что потерянные.

Поэтому новая система местного самоуправления позволит развить все формы общественного контроля на местах — это и обоснование планируемых расходов из бюджета на те или иные программы, и проведение общественной экспертизы предлагаемых проектов решений, определения перспектив и приоритетов развития территорий.

— Создания в системе местного самоуправления районного звена повлечет за собой значительные изменения в кадровом составе органов местной власти. На работу придут новые люди, не имеющие достаточного опыта, не обладающие достаточным уровнем профессионализма. Как предполагается решать эту проблему?

— Очень правильный вопрос. Потому что важнейшей составной частью реформы станут вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления. О необходимости обеспечить местное самоуправление профессиональными кадрами говорил в своем Послании и Президент России. Эту проблему мы также обсуждали неоднократно на различных площадках.

Уровень профессионализма необходимо повышать не только тем, кто еще только придет во власть, но и тем, кто уже в ней работает. Не секрет, что, например, в нашем городе расстановка кадров в муниципалитете осуществляется зачастую не по признаку компетентности, а по степени близости к должностному лицу, которое находится у власти в городе. От такого подхода необходимо отказываться.

На заседании Центрального совета ВСМС отмечалось, что необходимо модернизировать всю систему обучения и переподготовки муниципальных кадров, унифицировать принципы прохождения государственной и муниципальной службы, повысить социальную защищенность муниципальных работников.

На заседании было поддержано также предложение закрепить в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязательность и периодичность не реже одного раза в 5 лет прохождения муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, курсов повышения квалификации с последующими экзаменами или иными испытаниями.

— Когда ожидается принятие изменений в закон об организации местного самоуправления? Следует ли нам ожидать выборов в муниципальные органы власти уже в этом году?

— Необходимо отметить, что, ввиду важности этого законопроекта, ему придается большое значение на всех уровнях власти. Поэтому он будет рассматриваться в Государственной Думе одним из первоочередных. Думаю, что его могут принять уже в ближайшие месяцы.

Что касается его правоприменения в регионах и, соответственно, проведения выборов в местные органы власти, то из многих регионов поступают предложения, чтобы предоставить право решать этот вопрос самим субъектам Федерации. Так что в нашей области сроки проведения выборов будут определять региональные органы власти.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов