ПРИБУДЕТ ЛИ В КАЛМЫКИЮ БОДХИ — СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ?

Дерево Бодхи

Первый президент Республики Калмыкия, президент Международной шахматной федерации/FIDE Кирсан ИЛЮМЖИНОВ назначен официальным хранителем священного дерева Бодхи. Однако Калмыкия лишь одно из возможных мест, куда могут передать на хранение саженец священного дерева.

В своем твиттере 12 января 2013 года Кирсан ИЛЮМЖИНОВ сделал запись, в которой сообщил, что в Москве состоялась его встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Шри Ланки в России Удаянга ВИРАТУНГА в ходе которой были обсуждены организационные вопросы передачи ИЛЮМЖИНОВУ саженца дерева Бодхи — легендарного дерева под которым по преданию достиг просветления сам Будда Шакьямуни.

Согласно традиции саженец священного дерева передается обязательно отдельному лицу, который назначается так называемым Хранителем дерева Бодхи. Аналогично, как и мощи Будды Шакьямуни, которые были переданы, согласно канону и традициям, на хранение первому президенту Калмыкии в 2011 году.  Затем он уже, своим решением Хранителя священных реликвий, передал их на хранение в элистинский хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Впервые речь о возможности передачи саженца дерева Бодхи в калмыцкий хурул зашла в 2011 году. Сразу же после торжественной церемонии передачи мощей главный буддийский храм в Калмыкии. Тогда руководитель делегации из Шри Ланки д-р РАТАНАСАРА в беседе с Кирсаном ИЛЮМЖИНОВЫМ отметил, что Советом патриарха буддийской церкви Шри Ланки — школы Вагираванса Никая, в знак заслуг первого президента Калмыкии в возрождение буддизма в России рассматривается вопрос о назначении его хранителем дерева Бодхи.

Вновь вопрос о передаче на хранение дерева Бодхи Кирсану ИЛЮМЖИНОВУ был поднят в ноябре прошлого года. 27 ноября в Москве состоялась его встреча с делегацией Шри Ланки, прибывшей в Россию для участие в официальных мероприятиях. В ходе той встречи д-р РАТАНАСАРА, кстати уже в статусе заместителя Патриарха школы буддийской церкви Шри-Ланки — школы Вагираванса Никая, сообщил о том, что решение Советом Патриарха о назначении ИЛЮМЖИНОВА Хранителем дерева Бодхи уже практически принято и потому осталось лишь определиться с временем проведения официальной церемонии его передачи многолетнему руководителю главного буддийского региона России.

Федеральные информагентства (РИА Новости, ИТАР ТАСС и др.) со ссылкой на элистинский офис FIDE сообщили тогда, как о уже решенном вопросе, что церемония передачи саженца Бодхи должна пройти весной 2013 года и, что дерево обязательно будет посажено в Калмыкии.

Однако не все оказалось так просто. Как сообщил руководитель российского представительства FIDE Берик БАЛГАБАЕВ, в настоящее время рассматриваются несколько регионов и даже стран, где президент FIDE, как официальный хранитель дерева Бодхи может посадить священное дерево.

По словам г-на БАЛГАБАЕВА, вопрос о передаче на хранение саженца Бодхи обсуждался, в частности, на встрече Кирсана ИЛЮМЖИНОВА с властями Лозанны, которые по аналогии с Женевой не возражают против строительства в городе буддийского храма с посадкой на его территории священного дерева.

Среди регионов России, буддийские представители которых также выразили пожелание стать местом посадки священного дерева можно отметить Бурятию, Тыву, а также Москву и Санкт-Петербург.

Как не трудно заметить, стать хранителями священного дерева могут стать регионы, где буддизм является традиционной для его жителей религией. Буддийская традиция в Бурятии хорошо известна в стране и в мире. Она никогда не прерывалась (как в Калмыкии в годы советской власти), всегда развивалась в благоприятных (во всяком случае, приемлемых) условиях. А один из бурятских лам в конце девятнадцатого века был одним из учителей молодого Далай Ламы 13го.

Что касается Тывы, то в настоящее время буддизм в республике активно возрождается и развивается. Усилиями и при поддержке известных выходцев из этого северного региона (и, прежде всего, Сергея ШОЙГУ) в республике возводится новый буддийский храм. Примечательно, что примером для нового тувинского храм стал элистинский хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Упоминание же российских мегаполисов легко объяснить тем обстоятельством, что за последние 20 лет в этих городах буддизм стал стремительно развиваться и приобретать популярность среди его жителей и даже у звезд шоу-бизнеса и высокопоставленных чиновников.

Одним словом, оснований претендовать на то, чтобы стать местом хранения священного дерева у вышеупомянутых регионов не меньше чем у Калмыкии. Если не больше, учитывая, например, заметную, мягко говоря, разницу в численности населения.

Судя по всему, есть несколько основных причин, по которым саженец священного для каждого буддиста дерева может быть передан на хранение не в Калмыкию.

Главным препятствием специалисты, прежде всего, называют климат. Резко континентальный, с резкими перепадами температуры — такие метеоусловия самого буддийского уголка Европы заметно контрастируют с cубэкваториальным климатом Шри Ланки, где испокон веков бережно хранится священная реликвия. На это обстоятельство еще в 2011 году одним из первых обратил внимание Тэло Тулку РИНПОЧЕ, когда только началось обсуждение вопроса о передаче саженца священного дерева.

Резонно заметить, конечно, что и Москва, и Санкт-Петербург, не говоря уже о Бурятии с Тывой, также не отличаются благоприятными условиями для хранения дерева из другой климатической зоны. Однако, по мнению специалистов, современные технологии позволяют в значительной степени создать соответствующий климат-контроль, который сделают условия для произрастания и цветения тропического дерева приемлемыми. При соответствующем внимании людей, конечно.

Учитывая буддийские традиции Бурятии, несомненную поддержку возрождению буддизма в Тыве со стороны властей, не говоря уже о возможностях Москвы и Санкт-Петербурга, можно с уверенностью сказать, что технические вопросы для хранения священного дерева будут решены.

Есть ли такие возможности в Калмыкии? Судя по первоначальной реакции верховного ламы Калмыкии — на этот счет есть сомнения. Во всяком случае вызывает большой вопрос — справится ли объединение буддистов Калмыкии с бременем материальных затрат на организацию технологического процесса хранения одной из главных буддийских реликвий.

Не секрет, что значительную роль в возрождении буддизма в степной республике играет внимание региональных властей. В 1990-е и 2000-е годы в Республике Калмыкия возрождение традиционных конфессий стало государственной программой. Добавим к этому и личный вклад Кирсана ИЛЮМЖИНОВА в строительство культовых сооружений в республике, который считал возведение новых храмов частью своей личной предвыборной программы.

Нынешний глава республики Алексей ОРЛОВ старается продолжать  традицию, заложенную предшественником. Свидетельством тому является решение руководителя Калмыкии, подкрепленного благословением патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, о строительстве в Элисте нового православного храма — кафедрального собора. Думается, что и в вопросе оказания содействия буддистам Калмыкии Алексей ОРЛОВ пойдет на встречу.

Таким образом, остается только один вопрос: оставит ли на хранение священную реликвию в Калмыкии сам Хранитель — первый президент республики Кирсан ИЛЮМЖИНОВ? Казалось, стоило ли задавать этот вопрос, учитывая принципиальную позицию ИЛЮМЖИНОВА, озвученную сразу же после сложения им полномочий главы республики: помимо деятельности руководителя FIDE и бизнесмена, способствовать реализации общественных и деловых проектов на территории республики. В том числе и по возрождению традиционных конфессий. Однако события 2012 года показали, что реакция нынешнего руководства Калмыкии не совсем адекватна усилиям ее первого президента.

В последнее время нынешние власти степной республики не очень-то жалуют любые упоминания об ЛЮМЖИНОВЕ и его деятельности. Как в официальной прессе региона, так и на любых публичных мероприятиях.

Лишь один характерный момент: в фильме, показанном на торжественном мероприятии, посвященном  к 20-летию деятельности Тэло Тулку РИНПОЧЕ на посту Шаджин Ламы Калмыкии, авторы фильма, журналисты ГТРК «Калмыкия» удачно постарались ни разу не упомянуть имени Кирсана ИЛЮМЖИНОВА, раскрывая тему возрождения буддизма в степной республике. Даже когда рассказывалось о строительстве крупнейшего в Европе буддийского храма в Элисте.

Любопытно, что сам юбиляр Верховный лама Калмыкии в своем выступлении на том же мероприятии несколько раз подчеркнул роль ИЛЮМЖТНОВА в становлении и возрождении буддизма в республике.

То же касается и налогов, заплаченных  в Элисте (по просьбе Кирсана ИЛЮМЖИНОВА) известным российским предпринимателем Давидом ЯКОБАШВИЛИ. Любопытно, что налоговые отчисления оказались настолько щедрыми, что позволили выйти республике из разряда высокодотационных и заложить в бюджет Элисты 2013 года строительство двух новых детских садов. В официальной же прессе  их название – «налоги предпринимателей», в обиходе чиновников — «грузинские деньги».

Вряд ли, конечно, ИЛЮМЖИНОВА заденет или остановит бережно культивируемое бывшими подчиненными, невнимание нескольких газет и двух телекомпаний. Но думается, что любого человека такое отношение натолкнуло бы на резонные размышления: стоит ли стараться?

Сам Кирсан ИЛЮМЖИНОВ пока не озвучивал своего решения. Как сказал Берик БАЛГАБАЕВ, предполагается, что официальная церемония передачи дерева Бодхи пройдет в Коломбо  (столица Шри Ланки) в первой половине февраля этого года. Церемония будет совмещена с официальным рабочим визитом президента FIDE в Коломбо, где он примет участие в открытии межзонального шахматного турнира.

В общем, ждать осталось недолго. Подождем.

Станислав АНИЩЕНКО, специально для PolitRUS.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов