ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ВОЛГОГРАДОВ

РАСШИРЕНИЕ МОСКВЫ

По оценкам экспертной группы, специально привлеченной партией «Справедливая Россия», публично инициированная Президентом РФ Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ и послушно подхваченная затем мэром столицы Сергеем СОБЯНИНЫМ и депутатами Московских городской и областной Дум, идея расширения Москвы «встанет в копеечку». А именно почти в 11 трлн. рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом всей России. Сторонники проекта успокаивают: да, сумма огромная, но ведь расширение первопрестольной растянется минимум лет на двадцать — так что, мол, окажется не так накладно для бюджетов самой Москвы и Федерации.

Зря успокаивают: ведь расчеты приведены без учета национальной российской традиции — коррупции. То есть высока вероятность значительного увеличения стоимости проекта. Вспомнить хотя бы «стройку века» в Сочи. Так, летом этого года Минрегион опубликовал поправки в программу олимпийского строительства. Из них следует, что имущественный взнос государства в 2008-2014 гг. в госкорпорацию «Олимпстрой» должен вырасти с 143,6 млрд. до 304 млрд. рублей. При этом тактично не указал истинных причин роста расходов.

Возрастают и затраты на возведение олимпийской инфраструктуры и у основных спонсоров. В частности, в 2011 году расходы одного только «Газпрома» могут достичь 44 млрд. рублей, что вдвое больше первоначального плана — при этом конечная сумма расходов оценивается почти в 100 млрд. рублей. Впрочем, ничего нового — «за время пути собака могла подрасти».

Но вернемся из Сочи в Москву. А лучше сразу в те города, которым из-за расширения столицы в 1,5 раза придется надолго затянуть пояса и забыть о своем стремлении к расширению и росту — по причине того, что софинансирование грандиозного проекта возьмет на себя федеральный бюджет. Следовательно, стоит ожидать урезания федеральной части финансирования многих региональных проектов.

В отличии от США, Германии, Японии, Италии и ряда других развитых стран, Россия — моноцентрична. Так в США, наряду с официальной столицей Вашингтоном и деловой — Нью-Йорком, роль экономических и общественных центров выполняют Чикаго, Хьюстон, Детройт, Сан Франциско, Лос Анджелес, Феникс, Даллас и Майами. В Германии, помимо Берлина и Бонна — Ганновер, Мюнхен, Гамбург, Кельн и Франкфурт-на-Майне. В России же — все сконцентрировано в Москве. Подобно пылесосу, она вытягивает финансовые и кадровые ресурсы.

Попытки столицы «второго эшелона» предпринимались еще во времена СССР. Так, Ленинград считался культурной столицей, Екатеринбург — промышленной, Новосибирск — научной, Сочи — курортной, а Волгоград — героико-патриотической и т. д. Впрочем, не особо получилось — все по-прежнему рвались в Москву. Но даже и эта система приказала долго жить вместе с развалом СССР.

В очередной раз затея децентрализации ряда столичных функций проявилась при формировании федеральных округов — их столицы призваны были стать центрами новых мультирегиональных и мультинациональных агломерацией. Однако и ее не удалось реализовать. К тому же на сегодня и политическая роль самих представительств Президента РФ в федеральных округах практически сведена к нулю. Не исключено, что их упразднение или основательная «перезагрузка» станет одной из составляющих грядущих реформ возвращающего в президентское кресло Владимира ПУТИНА.

Впрочем, на что было надеется Ростову-на-Дону, Краснодару или Владивостоку, если даже грандиозные планы по превращению Родины нынешних властителей Кремля — Санкт-Петербурга во вторую столицу вылились в проигранную вчистую борьбу эк-губернатора Валентины МАТВИЕНКО с «сосулями» и противостояние общественности города возведению «кукурузины» «Газпрома».

Потихоньку сошла на нет и вся шумиха вокруг неплохой в принципе идеи возрождения Волгограда посредством реализации масштабного проекта Национального Центра «Победа». Сейчас уже понятно, что амбициозный проект просто появился не вовремя: сначала в приоритете у Федерации находились Владивосток с саммитом АТЭС-2012, Казань с Универсиадой-2013 и Сочи с Зимней Олимпиадой-2014. Теперь вот прибавилась куда более финансово емкая затея с расширением Москвы. Остается призрачная надежда на Чемпионат Мира по футболу 2018 года, где Волгограду самим Владимиром ПУТИНЫМ обещана роль города-участника: «Как нам без Сталинграда побеждать?!».

Однако реальность может не оправдать многих чаяний. Да, построят новый стадион и несколько современных отелей. Да, реконструируют аэропорт и отремонтируют центральные магистрали. Но после ЧМ-2018 отели окажутся заполнены едва ли на треть, а аэропорт будет по-прежнему обслуживать в основном местных чиновников и несколько туристических чартеров в неделю. При этом не появится новых производств и продолжится отток социально активной и карьерно устремленной молодежи.

Причин тому несколько. Но основная — власть. Вернее отсутствие ее как таковой в миллионом Волгограде. Сейчас, как известно, она временная. Требовать от «временщиков» эффективных действий и разработки планов по развитию вверенной территории не приходится. Их основная задача — сохранить городское хозяйство и передать преемникам. Но по факту мы имеем иное: усердно «отпиливается» от городского хозяйства все то, что сейчас приносит доход муниципальной казне, а затем — мошне новых хозяев.

Есть большие сомнения на разительные перемены и после того, как управление городским хозяйством перейдет к наемному управляющему/сити-менеджеру. Нанимать его, как известно, будет Волгоградская городская Дума. Следовательно, заключат контракт с тем, кто больше всего пообещает каждому из народных избранник. Как известно, чертовски сложно быть слугой двух господ. А когда их сорок восемь?

Не поможет и то, что, согласно поправкам в Устав, главой города станет спикер представительного органа. Да не обидятся на меня депутаты нынешнего созыва, но среди них я не наблюдаю человека, способного возглавить Волгоград и разумно им управлять. Амбиции не есть тождество способностям. Остается надеяться, что таковой человек окажется в Волгоградской городской Думе по результатам выборов. Будет избран коллегами главой города, подберет толкового сити-менеджера и станет работать рука об руку с ним на благо Волгограда.

Однако опыт других российских городов, где к подобной системе управления перешли раньше Волгограда, не вселяет оптимизма. Там все чаще говорят о необходимости возвращения к прямым всенародным выборам мэра. Сделать это было бы несложно, если бы не «Единая Россия». Именно с ее подачи менялась система местного самоуправления и делались принимались бестолковые кадровые решения. Но партия власти, как мы все уже смогли убедиться, ошибок своих категорически не признает — скорее доведет ситуацию до критического момента и выхода людей на акции протеста.

Но и против авторитаризма «Единой России» появилось средство: недавнее предложение Владимира ПУТИНА о внесении изменений в систему назначения губернаторов, приближающее этот процесс к демократическим общенародным выборам. Разумно адаптировать его на муниципальном уровне: желающие участвовать в выборах мэра подают не просто подают в горизбирком заявления о регистрации кандидатом, а представляют на рассмотрение Волгоградской городской Думы свои концепции развития города на ближайшие пять лет — срок полномочий городского главы. Депутаты изучают их, отбирают наиболее достойные и уже после этого выносят итоговый список кандидатов на всеобщее голосование всех избирателей Волгограда.

Фото: www.chaluskin.ru.

 

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

комментарии (3) к “ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ВОЛГОГРАДОВ”

  1. Да:

    Роман скоро вернется . Он на выборах сделает конкурентов !

  2. Бурбон:

    Забыть дружно о (censored). Лузер он и буратинка а городу нужен хозяин.чтобы инвесторы пошли и строители поднялись. Будут строить тогда и город ништяки будут

  3. Идея расширения Москвы — это превращение России в Московский уезд с Санкт-Петербургским флигелем, где соберется вся страна, полностью оголив все пространства России. Опасно это для суверенности…

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов