РАЗНЫЕ ПАРТИИ, РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ

Прошедшая первая неделя ноября, на мой взгляд, дает повод порассуждать о стратегиях и тактике участников предвыборной гонки. В последнее время мы наблюдали две событийные линии — уверенная поступь по волгоградской земле первого вице-премьера Правительства РФ Виктора ЗУБКОВА и общественную конфронтацию вокруг Центрального стадиона Волгограда . Оба эти сюжета подтверждают стратегические линии политических оппонентов.

«Единая Россия»

Обладая явным преимуществом по результатам прошлых выборов, устойчивым электоратом, состоящим из трех базовых сегментов: вечного электората «партии начальников», электората сторонников Владимира ПУТИНА и административно-патронажных клиентелл, таким медийным преимуществом как статус приоритетного ньюсмейкера и поставщика новостей, «Единая Россия» реализует естественную для нее стратегию мобилизации своего базового электората. Главная цель такой стратегии в нынешней социально-экономической ситуации и информационном контексте — удержать своих традиционных избирателей и привести их на избирательные участки 4 декабря.

КПРФ и ЛДПР

Коммунисты и либерал-демократы также обладают своими сложившимися электоральными ядрами, но их явно недостаточно для достижения результата, который можно интерпретировать как успех. Поэтому их стратегии неизбежно должны отличаться как от стратегии партии власти, так и от стратегий друг друга. Для КПРФ и ЛДПР более подходящей является «комбинированная» стратегия мобилизации своего электорального ядра и его расширения за счет привлечения на свою сторону колеблющегося (подвижного) и  неопределившегося избирателя (стратегия убеждения). В рамках имеющихся в распоряжении ресурсов и их традиционного для этих партий дискурса, КПРФ и ЛДПР в целом достаточно эффективно справляются со своими задачами, что дает основание говорить, что эти партии вполне могут повторить свои результаты на прошлых парламентских выборах.

«Справедливая Россия»

Для  сравнительно молодой (недавно партия отметила свое 5-летие) «Справедливая Россия» главная задача несколько иная — ее электоральное ядро еще не сложилось в устойчивое целое и поэтому его нужно воссоздавать заново. Мобилизовывать еще практически некого, их потенциальный избиратель в основном находится в массе подвижного электората. Он может придти на выборы, а может и не придти. Он может проголосовать за «Справедливую Россию», а может проголосовать за другую оппозиционную партию, и даже за «Единую Россию». Этого избирателя нужно убедить,  а убеждающая стратегия строится, прежде всего, на предложении не просто популистских обещаний, а солидной, концептуально подтвержденной альтернативе. Пи этом негативная составляющая кампании (так называемый «негативный трэк») играет важную второстепенную роль.

Затянувшаяся негативная кампания «Справедливой России», построенная на цепочке эпатажных событий на грани административного, а то и уголовного кодекса, может привести либо к просто неявке части электората эсеров на избирательные участки (это на руку «Единой России»), либо к голосованию за другие оппозиционные партии, ведущие более сдержанные и приглушенные кампании. Что, по словам коллег-социологов, выражается в их устойчивой поддержке среди протестного электората.

В конечном итоге может случиться, что все титанические усилия эсеров пойдут на пользу их конкурентам из оппозиционного лагеря.

Сергей ВОВЧЕНКО, к. ф. н., автор проекта «Волгоградский Вектор», член Клуба экспертов Волгограда.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов