ТАТЬЯНА КАМИНСКАЯ: «МАНИФЕСТ ПРОСВЕЩЕННОГО МИХАЛКОВА — КОНСЕРВАТИЗМУ ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА»

kaminskayaРоссийский Фонд Культуры и издательский дом «Сибирский цирюльник» опубликовали многостраничный документ «Право и правда. Манифест Просвещенного Консерватизма». Его автор — известный российский кинорежиссер Никита МИХАЛКОВ — рассуждает об отечественных консерваторах, пытается найти ответ на извечный русский вопрос «Что делать?», описывает основные идеи и принципы так называемого «просвещенного консерватизма». Начинается Манифест с мысли о том, что «В каждом периоде российской истории есть белые и черные страницы. Мы не можем и не хотим делить их на свои и чужие. Это наша история! Ее победы — наши победы, ее поражения — наши поражения». О том, какую роль сыграло появление Манифеста, говорит эксперт НИРСИ, главный редактор газеты «АиФ» — Нижнее Поволжье» Татьяна КАМИНСКАЯ.

Вместо «Манифеста» Никиты МИХАЛКОВА мог «выстрелить» и другой документ. Просто так получилось, что по стечению обстоятельств он появился в судьбоносное для страны время. Это когда «верхи» вроде могут управлять, но «низы» уже не хотят жить так, как жили последние двадцать лет. «Колеблясь над бездной», по выражению великого ДОСТОЕВСКОГО, современные россияне совершенно справедливо подошли к порогу, за которым должно что-то появиться.

Появился Манифест. А вместе с ним — десятки противоречащих мнений о его художественной и политической ценности. Одни увидели тонкую сатиру на политически-бюрократические документы. Другие — на то, что кинорежиссер замахнулся на создание собственной партии, и его инициативу одобрили на самом верху. Третьи предпочли объяснить появление Манифеста в трудные для самого МИХАЛКОВА дни — когда «рейтинг нелюбви» к нему резко зашкалил вниз после непопулярного строительства семиэтажной гостиницы, введения однопроцентного налога и постоянных конфликтов в Союзе кинематографистов.

В числе вариантов ответа «почему это вдруг?» есть и другие объяснения. Самого автора. МИХАЛКОВ объясняет его появление тем, что «просто давно хотел это сказать». Его оппоненты увидели в Манифесте даже художественное произведение, пусть и слабое. До записок Александра СОЛЖЕНИЦЫНА «Как нам обустроить Россию» 63-страничная брошюра явно не дотягивает.

Если СОЛЖЕНИЦЫН писал свое произведение, глубоко пережив все то, о чем он писал, то Никита МИХАЛКОВ, которого журналисты называют «царем» и «барином» за его императорские стремления, отделался лишь компиляцией всевозможных научно-политических — исторических сентенций, часто противоречащих друг другу. Иного быть и не могло. Человек, чье приближение к власти передается в их семействе в качестве наследственного гена, не мог написать иначе. Именно так барин, смотрящий снисходяще на народ, мог озаботиться счастьем челяди. Очень по-царски, согласитесь!

И все-таки бессмысленно отрицать необходимость и важность появления «Манифеста просвещенного консерватизма» в нашей стране в октябре 2010 года. Он был нужен нам, стране, партиям, народу только за тем, чтобы пробудить в нас желание «думать головой».

В тот период, когда власти говорят о скорейшей модернизации России, МИХАЛКОВ вдруг начинает рассуждать о ее консервативности. При этом одно условие не перечит другому. Потому как, по убеждению режиссера, консерватизм — прогрессивная мысль человека. И ценности — это вечные ценности в изменяющемся мире. Свобода, Достоинство. Служение. Честь. Корни. Все в традициях имперской и феодальной России — «Православие. Народность. Патриотизм». Слава Богу, без Самодержавия.

Сегодня Россия стоит перед выбором пути. Как в старой доброй сказке перед нами три дороги. По первой пойдешь — «Единую Россию» найдешь. По второй пойдешь — на Запад попадешь. А по третьей дороге пойдешь — в имперскую Русь попадешь. И, думается, что МИХАЛКОВ в своем консерватизме предпочитает все же третий путь.

Но путь этот чреват опасными последствиями. Его устои зиждутся на трех китах нелиберализма: Православие. Народность. Патриотизм. Но именно эти устои в последние годы либо померкли в сознании россиян, либо их смысл заменился, либо они модернизировались в рамках предлагаемых обстоятельств.
К примеру, возьмем православие. Спору нет, все мы сегодня глубоко верующие люди. Все мы ходим в храмы, иногда даже причащаемся, многие даже понимают смысл термина «воцерквление». Но! Отношение россиян к православию — не то, что было сотни лет назад. И это тоже надо учитывать авторам этого и будущих программных заявлений.

В Волгограде на днях на Набережной Волги был сломан православный крест, установленный и освещенный на месте предстоящего Храма Покрова Пресвятой Богородицы. И власти, и духовенство региона сочли это актом вандализма, надругательством над чувствами верующих.

Но есть и другая сторона медали. В Волгограде, как впрочем, и везде по стране, растет количество храмов. Строительство религиозных объектов иногда превышает жилищное строительство. По утверждению духовенства, у них есть статистика, к которой они обязаны стремиться. На один храм должно приходиться пять тысяч прихожан. Так сказать, церкви пошаговой доступности. Но даже и у любви к строительству храмов должны быть разумные обоснования. На одной Набережной Волги уже есть два храма. Теперь вот освятили место под строительство третьего. Жители близлежащих домов задают вопросы: «Не много ли церквей на километр набережной?» И как утверждают скептики, осквернение креста — может демонстрировать и протестные настроения горожан. Они протестуют не против самой веры, а против навязывания необходимости верить.

Этот пример привела лишь к тому, чтобы продемонстрировать необходимость модернизации даже таких классических вечных ценностей, как православие и патриотизм. Как бы не уповал на них великий свет Никита Сергеевич, эти консервативные устои просто обязаны модернизироваться. Иначе будут выброшены за ненадобностью на свалку истории.

Сам Никита МИХАЛКОВ так оценил суть своего программного документа Манифеста — создать благополучную атмосферу в стране, позитивный настрой, установить симфонию духа народа и власти. Красивые популистские слова, кочующие из века в век, в которых нет практического смысла. За исключением одного. Думается, что этот документ должен послужить началом серьезного разговора о том пути, которым мы идем; о той идеологии, которую мы выберем. Потому что последние двадцать лет нас вели по пути, не зная куда. Какие мы? Чего хотим? Куда идем?

Идеи имеют значение. Особенно в нашей стране. Отсутствие идеологии в стране XXI века чревато опасными последствиями. Россия без идеологии перестанет быть великой страной.

Источник: НИРСИ.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Один комментарий к “ТАТЬЯНА КАМИНСКАЯ: «МАНИФЕСТ ПРОСВЕЩЕННОГО МИХАЛКОВА — КОНСЕРВАТИЗМУ ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА»”

  1. Кирилл:

    К сожалению нет никаких трех дорог. Есть одна дорога — партия «Единая Россия». Эта дорога, правда не для всех, а для избранных. А все остальные, давайте, идите в храмы и церкви. Молитесь там, просите себе лучшей жизни. Может быть Бог услышит вас и спустит с небес «манну небесную». Хорошая отвлекаловка от политики и идеологии, которой давно нет в стране. Вот и идеолога прислали, Федю Щербакова на землю Волгоградскую. Почти с небес спустили, с самой Белокаменной. Может теперь хоть он придумает идеологию для местных жителей. Может он укажет светлый путь, куда надо идти и какому Богу молиться, чтобы не разочароваться окончательно? Хотя сомнительно это все. Он ведь так может завести, что потом и заблудиться можно будет. Нет уж, лучше жить своей жизни и выбирать свой путь, без Михалковых и Щербаковых….

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов