Мнение экспертов Института эффективного управления «Система» о возможности объединения Волгоградской и Астраханской областей в Нижневолжский край лишь на первый взгляд может показаться пустой фантазией. Еще в 2002 году «Независимая газета» публиковала карту России с проектом нового административно-территориального деления на 35 субъектов Федерации. На ней нет Волгоградской и Астраханской областей, равно как и Калмыкии, а есть субъект под названием «Нижняя Волга». Сегодня ситуация на Юге России не позволяет ставить вопрос об упразднении национальных автономий. Но с «русскими» регионами дело обстоит несколько иначе. Объединив обе области, Москва получает субъект Федерации, сопоставимый как по населению, так и по экономическому потенциалу с Ростовской областью. Возможности для решения региональных проблем здесь больше, расходы на управление — меньше (по крайней мере, на одну региональную администрацию). Геополитически новый субъект контролирует, как и Ростовская область, и выход на Кавказ, и выход к морю.
Центром нового субъекта, скорее всего, мог бы стать Волгоград: трудно представить себе миллионный город с провинциальным статусом. Проблема статуса Астрахани в новообразовании может быть решена путем превращения ее в город федерального подчинения. А вот дальше возможны разные варианты развития. Скорее всего, федеральный центр предпочтет полную замену администрации нового региона, хотя нельзя исключать и прихода в Волгоград «команды ЖИЛКИНА».
Вопрос в том, что может подтолкнуть федеральный центр к такого рода реорганизации. С одной стороны, это снижение влияния волгоградской административной и бизнес-элиты, потеря ими инициативы и масштаба административно-политического действия. На первый взгляд странно, что для решения проблем пространства СНГ (армяно-азербайджанские противоречия), Москва избрала не Волгоград, Астрахань…Однако картина выглядит совсем иначе, если учесть, что в последние месяцы волгоградские чиновники, по меньшей мере, дважды становились объектом федеральной критики из-за своей неспособности навести порядок у себя дома (состояние строительства и пожары) в то время как астраханский губернатор и ситуацию в своей области контролирует, и в федеральной политике принимает участие, позиционируя Астрахань как центр российского влияния на Закавказье и Среднюю Азию.
Ростовские эксперты интуитивно почувствовали и выразили проявляющуюся не первый год тенденцию к ослаблению позиций нашего региона и его руководства и в решении федеральных проблем, и в развитии Юга России. Печально то, что внутри региональной элиты пока нет ни явного лидера, ни консолидированной силы, способной исправить положение. Так что не стоит удивляться если в Ростове, Москве или Нижнем Новгороде вдруг разыграются политические фантазии на счет изменения границ Нижневолжского пространства…
Мы и сами не прочь пофантазировать. Вот если бы, например, руководство и эксперты «Лукойла» не оправдывали бы сохранение монопольно высоких цен на бензин, а выступили с идеей… присоединения Волгограда или всего вновь созданного Нижневолжского края к Арабским Эмиратам или Норвегии на почве единства интересов в сфере добычи и переработки углеводородного сырья, оптимизма у волгоградцев было бы больше. Во всяком случае, победы этих стран на фронте борьбы за качество жизни своих граждан — серьезное основание для современной патриотической гордости.
Что же касается нынешних волгоградских «победителей», то их всероссийские патриотические прожекты пока не в силах поднять престиж региона, привлечь к нему позитивное внимание. Пока вновь, уже не в первый раз, внимание политической элиты привлекает совсем другая идея — ликвидация Волгоградской области.
Александр СТРИЗОЕ, член Клуба экспертов Волгограда, доктор философских наук, профессор.
Читаю это как слезы и обидки волгоградских чиновников и элиты. Волгоград погряз в политическом самолюбии, все перспективы развития, проекты инвестиций, чиновники видят только в Волгограде и ничего не видят перспективного в области. Поэтому, я как житель Волгоградской области поддержу это объединение, чтобы политическое превосходство ушло из Волгограда, чтобы у всех стали равноправные условия. Вот только административный центр лучше перенести не в Астрахань, а в какой-нибудь населенный пункт, находящийся подальше от Волгограда и Астрахани. Насчет любого «превращения в город федерального подчинения», думаю даже мечтать не стоит. Не тот уровень, как минимум численность населения города должна быть не меньше трех миллионов (численность небольшого субъекта РФ)
Мне как кореному жителю Волгограда предельно обидно,я думаю,все жители нашего города меня поддержат.Мне колосально сложно представить,что миллионный город вдруг станет провинцией Астрахани-этот статус он ни как не должен иметь!!!Более того вспомним Сталинградскую битву,Волгоград вообще должен был хотя бы по этому стать городом Федерального значения,после Санкт-Петербурга разумеется,очень странно,что этого не произошло,хотя историческая роль нашего города для всей России очевидна и только хотя бы по этому этот статус он дожен иметь!!! А вот слияние регионов в единую экономическую! зону в полне на мой взгляд рассматривать можно,но только в том случае если необходимость такого слияния имеет место быть.При чем учитывать нужно интересы всего населения регионов а не группы «сильных мира сего» и очень хочется надеется,что «Государственные мужи» в своих решениях будут руководствоватся прежде всего мнением людей-Россиян и Волгоградцев вчастности!!!