УХОДЯЩАЯ НАТУРА?

СЕРГЕЙ СОБЯНИН

Для мэра Москвы Сергея СОБЯНИНА довольно трудно определить какие-то параметры эффективности. Обычно на периоде есть определенная динамика. Были проблемы — их сняли, была задолженность — ее снизили.

У СОБЯНИНА сложно отследить динамику — он настолько моноцентрический политик с высоким уровнем влияния и таким богатым регионом, что тяжело проследить какое-то движение.

Нельзя не вспомнить реновацию. С одной стороны, было бездарно проведено сопровождение всей это истории. Казалось бы, это должно было ударить по рейтингу СОБЯНИНА. Но я не думаю, что это как-то на нем сильно отразилось.

Из негативных трендов можно отметить то, что СОБЯНИН перестал чувствовать политическое поле, перестал на нем активно выражать себя как лидера через какие-то другие проекты.

И реновация, и муниципальные выборы в Москве, невовлеченность москвичей в этот политический процесс, продолжение бесконечной перестройки транспортных магистралей, пробки…

Все говорит о том, что у СОБЯНИНА нет ни желания, ни задачи вникать в какую-то историю, связанную со своим политическим реноме.

СОБЯНИН позиционирует себя как чистый технократ, у которого есть Москва, есть федеральные задачи по превращению Москвы в европейский город и финансовый центр. Все политические издержки ему не важны.

Важный факт — в 2018 году выборы мэра Москвы. Для политика, у которого в следующем году перевыборы, он ведет себя не в тренде избирательной кампании. Он не работает с протестными группами, он не работает на рост рейтингов популистскими методиками. СОБЯНИН ведет линию, которую сам определил и назначил генеральной. И собирается действовать по принципу «реализовать несмотря ни на что».

Это ставит под сомнение участие СОБЯНИНА в выборах в следующем году вообще. Выборы мэра Москвы и главы Подмосковья шли в паре, так как это де-факто единый регион, который никак не могут слить воедино из-за слишком больших финансовых потоков, сложно управляемой территории.

При этом Андрей ВОРОБЬЕВ (губернатор Московской области — Прим.) тоже под вопросом и неизвестно, пойдет ли он на следующие выборы. Это создает предпосылки для версий о том, что СОБЯНИН и ВОРОБЬЕВ не будут переизбираться. Слухи связывают их будущую карьеру с федеральным правительством.

Наличие этих слухов также влияет на эффективность СОБЯНИНА, так как элиты, с которыми он работает, теперь напряжены. Это объяснимо: всегда, когда уходит начальник, неминуемо происходит ротация элит.

В чем выражается это напряжение? Те, кто будут заниматься реновацией, сейчас находятся в режиме ожидания: дойдет ли вообще до дела?

Вдруг СОБЯНИН уйдет, а мы останемся. Не попадем ли мы вообще под следствие, когда начнут проверять траты? Поэтому, думаю, тут эффективность смещается в сторону политических ожиданий.

Даже протестные акции в Москве не были политическими. К ним привела неправильная реализация хозяйственной программы СОБЯНИНА, это был, по сути, бытовой протест. Люди вышли на улицы не потому, что они не поддерживают СОБЯНИНА-политика, а потому, что они не понимали, что это за программа реновации, почему их будут выселять из домов и на каких условиях.

Кампании при этом сопутствовало провальное информационное сопровождение, после чего была попытка смягчить все пункты программы реновации.

Смог ли он справиться с протестами? Он их не ожидал, но как только понял просчет своей команды, они решили этот просчет исправить. И довольно быстро с этой волной протеста справились. Было объявлено, что никого насильно выселять не будут, ввели программу голосования, в результате которой оказалось, что все равно соотношение согласных с несогласными — 70% на 30%. Полное большинство.

Политического протеста не было и о незаинтересованности москвичей в этой повестке говорит и неучастие горожан в выборах муниципалитетов. Никто не знает кандидатов, нет медийной поддержки ни со стороны власти, ни со стороны оппозиции.

Мы не видим ситуации 2011 года, когда всеобщая политизация приводила к тому, что люди шли волонтерами на выборы. Сейчас апатия, нет московской политической повестки как таковой.

Вся повестка связана с общим ухудшением экономики России и недовольством тем, что ничего не делается для улучшения ситуация. Время от времени этот повод превращается в сегмент региональной политики: федеральная власть ничего не делает, а в Москве почему-то ещё последние деньги на плитку тратятся.

Это не протест, это недовольство. И СОБЯНИН не заинтересован в коммуникации с этими группами для улучшения собственного рейтинга. Есть подозрение, что он надеется победить за счет тех, кто за него традиционно голосует. То ли это непонимание СОБЯНИНЫМ своего ближайшего политического будущего.

Илья ГРАЩЕНКОВ, руководитель  Центра развития региональной политики.

Источник.

Фото: РИА Новости.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов