Политический сезон завершается, и «Единой России» он принес рост рейтинга и политического влияния. Рост электорального рейтинга партии (63% в конце июня, по данным «Левада-центра», прирост на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), конечно, не случаен. Причина — «сплав» думской, региональной, программной и проектной активности правящей партии.
В ходе весенней сессии Государственная Дума ФС РФ использовала новые форматы работы с гражданами. Это шаг не просто к большей открытости парламента, но и к новой роли палаты: выводить проблемы в системное поле.
Известно, что граждане многих стран мира оценивают работу парламента более скептически, чем деятельность исполнительной власти. Показательно, что явка на промежуточных выборах в Конгресс США традиционно ниже, чем по итогам такой же кампании, совмещенной с выборами президента.
Распространены два взаимосвязанных стереотипа о работе депутатов, снижающих доверие к парламенту в целом. Первый из них предполагает, что народные избранники отбывают синекуру, не предполагающую серьезной работы. А второй — что если эта работа и ведется, она максимально оторвана от проблем большинства граждан.
В российских условиях символом первого стереотипа многие годы была телевизионная картинка с депутатами, голосующими за своих коллег в полупустом зале заседаний. Символом второго — насмешки над не очень понятными большинству простых избирателей законопроектами, которые обсуждает парламент.
Эти два негативных образа преследовали ГосДуму с первых лет ее работы. Можно вспомнить, как в 1990-е юмористы иронизировали над законом о пчеловодстве, который рассматривали депутаты еще третьего парламентского созыва.
Нынешний депутатский состав ГосДумы, квалифицированное большинство в котором — у «Единой России», смог переломить оба эти негативных образа.
Если в ходе осенней сессии всерьез были предприняты меры по повышению депутатской дисциплины, то в ходе недавно завершившейся весенней была решена другая задача. Нижняя палата перешла к прямому диалогу с протестными группами в регионах. Общественные парламентские слушания с массовым привлечением представителей таких групп стали не просто исключением, но системой.
Широко освещались в прессе слушания по законопроекту о реновации. Чуть меньше внимания СМИ удостоилось аналогичное мероприятие по не менее важной теме — положению обманутых дольщиков.
Можно выделить два аспекта этой новой тенденции. Во-первых, ГосДума помогла вывести в системное русло вопросы, на которые претендовали непарламентские силы. Самый яркий пример здесь — закон о реновации. Обратим внимание, что крупнейшие акции протеста против него проводили именно непарламентские силы, включая не связанных к системными партиям общественных деятелей и муниципальных депутатов.
С проблемой дольщиков все чуть менее однозначно. Ими традиционно интересовался как раз широкий спектр сил — от парламентской оппозиции (прежде всего КПРФ и «эсеров») до «Единой России».
В «Единой России», например, уже давно действует рабочая группа президиума генсовета по защите прав дольщиков и вкладчиков.
Но и в этой сфере существовала вероятность серьезного смещения протеста в несистемное русло. Отметим июньский митинг по этой теме в Перми, где критике подвергались власти самых разных уровней. Масштабные парламентские слушания по проблеме позволили властям предотвратить серьезные политические риски в будущем.
Во-вторых, тематика парламентских слушаний показывает, что внимание ГосДумы смещается от вопросов безопасности (в широком смысле) к социальным проблемам.
Если VI-й созыв парламента запомнился именно тематикой безопасности (отметим «пакет ЯРОВОЙ»), то первые две сессии работы нынешнего созыва — именно социальными темами.
Имидж ГосДумы традиционно взаимосвязан с образом самой влиятельной парламентской партии. Во второй половине 1990-х информационные атаки против нижней палаты часто были связаны с попытками нанести удар по КПРФ. В 2000-х критики, целясь в ГосДуму, столь же нередко стремились попасть в «Единую Россию».
Поэтому неудивительно, что приоритеты, избранные руководством ГосДумы в ходе осенней сессии, совпадают с темами, к которым в тот же период проявляла внимание партия парламентского большинства.
«Единая Россия» также стала чаще обращаться к вопросам не просто региональной, а местной повестки.
Например, на прошедшем в июле заседании президиума генсовета партии обсуждался целый ряд значимых проектов, носящих сугубо локальный характер. Вспомним проект «Местный дом культуры» или инициативу «Театры — детям», предполагающую плотную работу с регионами и не только с крупными городами.
Идею создания этого партпроекта, кстати, поддержал Дмитрий МЕДВЕДЕВ на форуме «Культура — национальный приоритет», проходившем в апреле в Омске.
Отметим и состоявшийся под эгидой партии форум по проблемам благоустройства городов в Краснодаре. «Единая Россия» обращается к этим проблемам с целью расширить свою электоральную базу. ГосДума в целом затрагивает схожие темы, чтобы укрепить устойчивость политической системы. В обоих случаях — это забег на длинную дистанцию.
Какие проблемы могут оказаться в центре внимания ГосДумы в ходе грядущей осенней сессии? Наверняка большое место будет уделено социальным вопросам.
Приближается официальный старт президентской гонки, а аналогичные кампании предыдущих лет проходили в том числе под знаком социальных тем.
Можно вспомнить Приоритетные национальные проекты накануне выборов 2008 года или предвыборные заявления Владимира ПУТИНА, ставшие первым шагом к «майским указам» 2012 года.
Другая тема — вопросы экологии. В ходе «Прямой линии» было поднято сразу несколько таких проблем. Депутаты уже оперативно реагируют на них. Так, экспертно-консультативный совет при фракции «Единая Россия» в ГосДуме поддержал законопроект о запрете открытой перевалки угля в морских портах (житель Находки жаловался Президенту России, как люди в этом порту страдают от угольной пыли).
В любом случае в условиях начинающейся президентской кампании от нижней палаты (и прежде всего — от фракции «Единой России») потребуется быстрая реакция на социально значимые проблемы, системная работа, роль одной из ключевых площадок для дискуссий. В ходе весенней сессии ГосДума показала, что готова к такой работе даже в весьма сложных условиях.
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук.