ВОЛГОГРАД: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Среди событий 2016 года в российской и волгоградской региональной политике основными, по мнению многих, стали выборы в Государственную Думу ФС РФ и смена сити-менеджера Волгограда.

Ход и результаты избирательной кампании, равно как и кадровые перестановки в областном центре были уже не раз разобраны политологами и журналистами. Подводя итоги 2016 года и задумываясь над перспективами 2017-го, мы остановимся на нескольких тех сторонах отмеченных нами событий, которые не привлекли к себе внимания, но могут стать значимыми в новом году.

Говоря об итогах выборов в ГосДуму, эксперты и журналисты отмечали укрепление позиций региональной организации «Единой России», указывая на непосредственную связь с регионом избранных депутатов.

Тем не менее, месяцы, прошедшие с момента начала работы парламента нового созыва, пока не дали нам подтверждения возникновения новых отношений между депутатами-единороссами и волгоградскими избирателями.

Если такие отношения сложатся, то импульсом им могут послужить, во-первых, стихийно сложившаяся повестка дня, отражающая новые запросы и заботы населения региона, изменившуюся социально-экономическую ситуацию в регионе.

Во-вторых, что было бы более позитивным, если бы повестка дня, список проблем, решение которых требует депутатского лоббирования, были бы сформированы депутатами, самими гражданами и общественными организациями, например, Общественной палатой области.

Наконец, в-третьих, если у единороссов появится политический «конкурент», претендующий, если не на решение возникших проблем, то на их масштабное озвучивание, мобилизацию общественного внимания.

Вряд ли такими конкурентами способны стать волгоградские отделения оппозиционных партий: их кадровая и организационная слабость, а главное, отсутствие доступа к центрам принятия решений, делают это невозможным.

Единственной политической структурой, которая, формально заявив о себе, пока не вышла из летаргического сна, является региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сходная ситуация наблюдается и в других регионах России.

Тем более интересным будет обращение к опросу ВЦИОМ, проведенному в конце 2016 года и посвященному задачам ОНФ, которые население считает главными.

Первую группу приоритетных задач (от 40% до 46% ответов) составляют проблемы здравоохранения, безработицы, качества и стоимости услуг ЖКХ, экология, очистка поселений от мусора. Вторую группу (30% — 35% ответов) составили: рост цен, коррупция во власти и поддержка малоимущего населения.

ПОБЕДА СТИХИЙНОГО КОНСЕРВАТИЗМА ПОД ЛОЗУНГАМИ «ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД» Логика поведения большинства избирателей в целом, соответствовала ожидаемому сценарию: власть устойчива и хоть не вызывает восторгов, но и альтернативы, способной оторвать людей от повседневных забот, ей пока нет

ПОБЕДА СТИХИЙНОГО КОНСЕРВАТИЗМА ПОД ЛОЗУНГАМИ «ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД»
Логика поведения большинства избирателей в целом, соответствовала ожидаемому сценарию: власть устойчива и хоть не вызывает восторгов, но и альтернативы, способной оторвать людей от повседневных забот, ей пока нет

Список это не является откровением, но что мешало гражданам связать решение этих проблем с деятельностью «Единой России»? Или ее образ уже связывается в сознании граждан с другими реалиями?

Любопытно, что кризис в экономике страны, региона, города, проблемы миграции, общественной безопасности и защиты предпринимателей (от 6% до 10% ответов) практически не относятся к задачам ОНФ, как и благоустройство придомовых территорий (11%).

Анализ социологических данных позволяет предположить, что проблемы экономики, миграции и безопасности, по мнению граждан, должна решать федеральная государственная власть, а благоустройством дворов и поселений должно заниматься территориальное общественное самоуправление.

Таким образом, в центре внимания ОНФ оказываются проблемы, связанные с повседневными социальными запросами населения, которые удовлетворяет региональная и муниципальная власть.

Если перенести эти оценки на Волгоградскую область, то выходит, что ОНФ получает возможность оппонировать как социальному блоку областной и волгоградской городской власти, так и областным и городским депутатам, традиционно изображающим себя представителями и защитниками рядовых граждан. Здесь волгоградским чиновникам нечем особо похвастаться…

Произвол управляющих кампаний так и не обуздан, смена главврачей так и не привела в кардинальным изменениям в здравоохранении, а ремонт внутриквартальных дорог, которым так гордились представители мэрии, меркнет по сравнению с объемом нерешенных проблем в отдельных районах и городе в целом.

Есть все основания предполагать, что новый 2017 год не принесет радикальных улучшений в работе ЖКХ. Волгоградцы, счастливо избегающие пока сильных зимних холодов, могут наблюдать в каком катастрофическом положении оказались жители не только Якутии или Урала, но и подмосковного Красногорска, десятки тысяч которых остались без тепла и света в связи с масштабными авариями коммунальных сетей. Не помог здесь и далеко не бедный бюджет Московской области.

Вторым значимым событием, породившим у волгоградцев надежды на лучшее, стала смена сити-менеджера Волгограда. Здесь, как и с новым депутатским призывом «Единой России», нет какой-либо ясности. Конечно, интенсивный ремонт на городских дорогах и во дворах произвел впечатление на волгоградцев, но ожидаемого масштабного продолжения городских инноваций не последовало.

Понятно, что серьезным ограничителем в действиях городских властей является существующий порядок финансирования, но дело не только в деньгах.

Подобно тому, как при невозможности строительства новых дорог положение на существующих можно улучшить организацией движения, так и работу городского транспорта, поликлиник, социальных и образовательных учреждений можно сделать максимально простой и удобной для граждан, изменив порядок, процедуры и технологии обслуживания.

Всем известно, как раздута, громоздка и неповоротлива система управления муниципальной медициной и образованием, способная делать невыносимой жизнь настоящих профессионалов и виртуозно имитировать обновление.

История с введением электронных средств оплаты в муниципальном транспорте показывает, что проезд не становится от этого более простым и удобным и заставляет предположить, что эта затея лишь имитирует перемены и позволяет чиновникам достойно отчитаться.

Новый, 2017 год вряд ли порадует нас бурным ростом муниципальных бюджетов, но наверняка подарит нам проблемы, связанные с социальной сферой и коммунальным хозяйством. Сможет ли руководство города Волгограда решить их при помощи нынешних кадров управления, сможет ли найти новых?

Наши соседи в Астраханской области недавно выдвинули идею провести референдум о возвращении прямых выборов мэра областного центра. Независимо от судьбы этой идеи, она является важным сигналом того, что перемены в российской региональной и муниципальной власти давно назрели. Новый, 2017 год покажет, кто, как и в какой мере способен на их осуществление.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов