КОСНЕТСЯ ЛИ НОВОЕ УКРУПНЕНИЕ РЕГИОНОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ?

ВЛАДИМИР ПУТИН

Новая волна слияний и поглощений затронет от четырех до 20 субъектов Федерации, среди которых обе столицы и ряд дотационных территорий. Процесс оптимизации расходов на управленческий аппарат будет сопровождаться кадровой бойней: у слабых губернаторов почва буквально уйдет из-под ног.

Первая часть сакраментальной фразы Дмитрия МЕДВЕДЕВА «Денег нет…» предельно лаконично характеризует положение дел в экономике, как на федеральном, так и на региональном уровне, пишет портал «Клуб Регионов».

При этом вторую часть реплики премьера некоторые комментаторы считают единственным рецептом, прописанным населению и руководителям на местах. Разумеется, подобные оценки нельзя назвать объективными.

На самом деле федеральный центр предусмотрел целый комплекс мер для решения финансовых проблем регионов. В текущем году на 9% (до 1,6 трлн рублей) увеличена господдержка субъектов Федерации, включая предоставление дешевых бюджетных кредитов.

Вместе с тем Кремль и Минфин требуют от губернаторов значительного сокращения бюджетного дефицита и госдолга, а также снижения уровня дотационности. Общая сумма дотаций в 2017 году составит 738 млрд рублей. Только по статье «на выравнивание бюджетной обеспеченности» Дагестан получит 52,4 млрд рублей, Якутия, в которой добывают алмазы и золото, — 36,6 млрд рублей.

Вопреки усилиям центра, количество дотационных субъектов не сокращается, а растет: если в 2001 году в России было 20 регионов-доноров, то сейчас их только 13. Утратили финансовую самодостаточность, в частности, Красноярский край, Республика Коми, Челябинская, Ярославская и Липецкая области.

По мнению губернатора Калужской области Анатолия АРТАМОНОВА, «к сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая подталкивает регионы к дотационности и убивает у них желание развиваться».

Ранее глава Татарстана Рустам МИННИХАНОВ устроил демарш, публично выступив против «раскулачивания» богатых регионов в пользу бедных. И хотя премьер МЕДВЕДЕВ немедленно дал понять, что федеральный центр не прогнется и намерен прекратить субсидировать регионы по принципу «деньги идут к деньгам», недовольные переделом усохшего бюджетного пирога остаются.

Фактически губернаторы-«кулаки» угрожают саботажем и от информационных атак вполне могут перейти к сокращению налогооблагаемой базы с целью снижения собственных доходов. Как признается тот же АРТАМОНОВ, он уже «всерьез задумался» о возвращении региона в число дотационных.

Ситуация драматичная, ведь Резервный фонд будет проеден в ближайшие месяцы, а поступление дополнительных доходов в бюджет зависит от колебаний мировой цены нефти.

Наступая на горло собственной песне, власть посредством министра труда Максима ТОПИЛИНА заявляет, что в 2017 году повышения пенсионного возраста для населения не будет. За год до президентских выборов было бы странно ожидать иного.

Но если нельзя экономить на пенсионерах, придется на ком-то другом. Для снижения издержек лучше всего подходят чиновники — их никто не любит. 1 января 2017 года вступил в силу закон о постепенном повышении возраста выхода на пенсию для госслужащих, но протестов не слышно.

Экономией бюджетных средств продиктована и планируемая оптимизация административно-территориального устройства страны. Новая волна укрупнения субъектов Федерации, в соответствии с консервативным сценарием, затронет лишь Москву с Подмосковьем и Санкт- Петербург с Ленинградской областью. Рассматриваются и другие варианты, которые предполагают не только сокращение бюрократического аппарата на местах, но и решение проблемы дотационных регионов путем присоединения к более успешным.

НИЖНЕВОЛЖСКИЙ КРАЙ — БУДУЩЕЕ ТРЕХ РЕГИОНОВ Волгоградская область, на фоне Астраханской области, начинает уверенно терять позиции в Нижневолжском анклаве

НИЖНЕВОЛЖСКИЙ КРАЙ — БУДУЩЕЕ ТРЕХ РЕГИОНОВ
Волгоградская область на фоне соседней Астраханской области продолжает терять позиции в Нижневолжском анклаве

Согласно экспертным оценкам, а также информации источников, близких к правительству и Администрации Президента России, в 2017–2018 годах административная карта России может измениться следующим образом: Московская область будет поглощена столицей, Ленинградская — Санкт-Петербургом, «Тюменская матрешка» с номинально входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами будет преобразована в единый субъект, аналогично — Архангельская область (включает НАО), проблемную Челябинскую область могут присоединить к Свердловской, Хакасию включат в состав Красноярского края, Республику Алтай объединят с более развитым Алтайским краем, а Хабаровский край укрупнят за счет Амурской области и ЕАО.

Объединение в один субъект Федерации трех регионов Нижней Волги — Астраханской и Волгоградской областей, а также Республики Калмыкия было предметом обсуждения, но решения об этом пока не принято.

При этом губернаторы в большинстве своем против слияния регионов. Критически настроены не только потенциальные жертвы поглощений, но и очевидные «поглотители». Столичный мэр Сергей СОБЯНИН неоднократно заявлял, что объединять Москву и Подмосковье считает нецелесообразным из-за якобы высоких затрат. Тем не менее, именно мэр столицы, независимо от фамилии, станет бенефициаром возможного слияния.

Глава Санкт-Петербурга Георгий ПОЛТАВЧЕНКО также отрицает возможность экспансии. Впрочем, никто и не обещал, что губернатором объединенного региона станет Полтавченко.

Если в позиции СОБЯНИНА и его коллеги ПОЛТАВЧЕНКО есть известная доля лукавства, то руководители других успешных субъектов совершенно искренне не желают брать на себя ответственность за соседний депрессивный регион. Выгоды от такого приобретения немного, а проблем — хоть отбавляй.

Кто же представляет партию сторонников укрупнения? Это, например, спикер Совета Федераций ФС РФ Валентина МАТВИЕНКО, которая в апреле 2016-го заявила о необходимости «перекроить карту регионального плана» ради повышения уровня жизни населения.

По ее словам, «есть субъекты Федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы».

Разумеется, спикер верхней палаты учитывает, а возможно, попросту озвучивает мнение Президента России, который и запустил первую волну слияний.

По инициативе Владимира ПУТИНА в 2005 году в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край. Через два года Корякский автономный округ вошел в состав Камчатской области — появился Камчатский край.

До 2008 года объединились также Красноярский край с Таймырским и Эвенкийским округами, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ — в Забайкальский край, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область. При этом как минимум в трех регионах: Пермском, Красноярском и Камчатском краях — отмечают позитивные результаты интеграции.

Что касается грядущих слияний, то главный плюс здесь — сокращение расходов на содержание чиновников: каждый упраздненный субъект — это минус один губернатор со всем своим аппаратом.

Разумеется, в минусе окажутся неэффективные главы регионов, проигравшие в конкурентной борьбе своим успешным коллегам.

По понятным причинам за рамки естественного отбора выведены руководители национальных республик на Северном Кавказе. Исключением может стать связка Чечня — Ингушетия. Рамзан КАДЫРОВ, которому тесно в родной республике, уже не раз явочным порядком вмешивался в дела соседней Ингушетии, несмотря на жесткую реакцию Юнус-Бека ЕВКУРОВА.

Однако ЕВКУРОВ может уйти в отставку, а КАДЫРОВ возглавить новую Чечено-Ингушетию. Два вайнахских народа, безусловно, договорятся между собой, а для федерального центра такое продолжение карьеры КАДЫРОВА, возможно, является оптимальным.

Фото: Asia Russia Daily.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов