Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве России подготовили исследование, посвященное оценке деятельности руководителей столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации в 2016 году.
Новый «Рейтинг мэров» прокомментировал член Высшего совета партии «Единая Россия» — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий ОРЛОВ:
— На позиционирование того или иного мэра влияют несколько факторов. Первый фактор — масштаб города. Затем масштаб ресурсов, которыми располагает мэр, — земельных и иных.
Кроме того, весьма значимо, насколько мэр популярен, — получил ли он власть путем всенародных прямых выборов или был назначен после голосования городской Думы или иного городского муниципального собрания.
Когда складываются несколько важных факторов — власть, полученная выборным путем, крупный город, популярность у населения и значительный объем имеющихся в распоряжении ресурсов в руках главы муниципалитета, — тогда можно говорить о значительном его влиянии и возможностях.
При этом материальный козырь — отнюдь не главный фактор стабильности градоначальника. Потому что если легко отстранить мэра, соответственно, и контроль над ресурсами он достаточно легко может потерять.
Когда вышеперечисленные факторы сошлись — этот мэр на лидирующей позиции. На аутсайдерской площадке — мэр маленького городка, назначенный, с небольшими ресурсами, малопопулярный.
Конечно, такое деление условно в общем представлении. Все факторы надо взвешивать применительно к каждому городскому голове. И это уже задача сложнее, чем просто грубо ранжировать лидеров и аутсайдеров.
Развитие городов или городских агломераций в России идет неравномерно.
Но применительно к нынешнему моменту нельзя сказать, что все городские хозяйства или все российские города находятся в кризисе.
Есть города, где продолжается достаточно очевидная инвестиционная активность, где невысокая безработица, где сохраняются все программы по благоустройству и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Сегмент таких городов есть, и о глобальном наступлении кризиса я бы пока не говорил.
К тому же самостоятельность мэров сегодня в некоторой степени ограничена — им всем в любом случае нужно быть встроенным в систему принятия решений.
Но логичнее говорить о степени автономии мэров в рамках политической системы, в рамках административной вертикали. Кто-то зависит от губернатора, от других факторов в своем регионе. Но, тем не менее, мэры продолжают играть значительную роль в политических процессах России.