ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ЛИЧНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНДУЛЬГЕНЦИЕЙ

ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН_135Месяц — слишком маленький срок, чтобы подводить какие-то итоги деятельности Государственной Думы ФС РФ нового созыва. Многие депутаты только обустраивают свои кабинеты по фен-шую и обживаются на новой жилплощади. Но несколько новаций уже обратили на себя внимание и позволяют говорить о том, что работа депутатов в нынешней Думе будет особенной.

Одним из первых своих решений депутаты ГосДумы практически единогласно приняли поправки в регламент, которые отменяют возможность для депутатов голосовать по доверенностям — теперь парламентарии будут голосовать только лично.

Для того, чтобы прекратить законодательный волюнтаризм депутатам потребовалось целых шесть лет (первые попытки ввести персональную отнесенность при голосовании предпринимались в 2010 году).

Ситуация, когда депутат, формально проголосовавший за законопроект, в это же самое время терпит бедствие на Пике Винсона в Антарктиде, в ГосДуме больше неприемлема, так как безнадежно дискредитирует депутатский статус. Полупустой зал и суетящихся дежурных «голосовальщиков», мы, вероятнее всего, больше не увидим.

Это позитивно скажется не только на визуализации работы новой ГосДумы, но и на доходах местного буфета.

Кроме того, новация легко и четко персонализирует ответственность депутатов за результаты своей работы, и в купе с перспективой введения финансовой ответственности за прогулы пленарных заседаний, повышает их уровень вовлеченности в законотворческий процесс.

Депутатский мандат перестает быть суррогатом личной законодательной индульгенции. Следующим этапом, по идее, должно стать упрощение механизма отзыва нерадивых депутатов c Охотного ряда.

Второй интересной новацией станет появление новой парламентской институции — советников руководителей думских фракций. Спикер нижней палаты Вячеслав ВОЛОДИН уже анонсировал предстоящее нововведение, заявив, что в аппарате парламентских фракций появится должность советника руководителя.

Предполагается, что на этот пост сможет претендовать человек, занимающий статусную позицию как эксперт в том или другом вопросе. Таких должностей будет по пять на каждую фракцию, при этом объем финансирования административного аппарата в этой связи увеличиваться не будет.

Если речь идет не о банальной статусной синекуре для обремененных заслуженным авторитетом партийцев, которые по тем или иным причинам не избрались в ГосДуму, то новация выглядит довольно перспективной. А в случае успешной реализации может быть тиражирована региональными Заксобраниями.

В появлении полномочного внесистемного экспертного совета, не связанного жесткой фракционной иерархией и региональными лобби, видится несколько неоспоримых преимуществ.

Во-первых, появление в составе ГосДумы профессионалов высокого ранга, несомненно, повысит уровень экспертности при работе над ключевыми законопроектами. Профессионализм и относительная свобода мнений, как правило, позитивно влияют на итоговый результат оценки перспектив и рисков уже на уровне депутатских инициатив.

Во-вторых, коллективное мнение поможет руководителям фракций в значительной мере снизить лоббистское давление депутатов без риска возникновения личностного конфликта. Решения ветировать вносимые депутатами просьбы и предложения проще и безопаснее оформлять, опираясь на коллегиальное мнение «политбюро».

В-третьих, появятся ограничительные механизмы влияния самого руководителя фракции. Делегирование статусных полномочий при правильном подборе состава советников, это еще и реальный инструмент, который обуславливает фактор личности руководителя фракции и нивелирует его пристрастность и субъективность.

Так как комплектовать состав советников руководителя фракции предполагается из числа бывших депутатов, не исключено, что волгоградская когорта в ГосДуме пополнится.

Наиболее высокие шансы занять пост советника видятся у экс-депутата от «Справедливой России» Олега МИХЕЕВА.

Самый активный инициатор парламентских инициатив (более 570 законопроектов за  девять лет) находится в доверительных отношениях с лидером фракции и наиболее близок к тому, чтобы получить приглашение войти в состав «пятерки».

Подследственный экс-депутат от КПРФ Николай ПАРШИН, который явно не усердствовал в законотворческом процессе (всего три законопроекта за два года), вряд ли годится на эту должность. ЦК партии может пойти на кооптирование ПАРШИНА в состав советников только в одном случае — если в очередной раз попытается защитить своего коллегу от уголовного преследования по делу о мошенничестве со зданием школы в селе Рахинка Среднеахтубинского района.

ОЛЕГ САВЧЕНКО ОСТАЕТСЯ В ПОЛИТИКЕ Он не уходит из политики, т.к. по-прежнему считает, что политика как человека определяют не должности и статусы, а прежде всего дела

ОЛЕГ САВЧЕНКО ОСТАЕТСЯ В ПОЛИТИКЕ
Он не уходит из политики, т.к. по-прежнему считает, что политика как человека определяют не должности и статусы, а прежде всего дела

Нулевые шансы на продолжение карьеры в ГосДуме и у волгоградского экс-депутата от ЛДПР Дмитрия ЛИТВИНЦЕВА. Его советы (да и не только его) вряд ли потребуются лидеру партии Владимиру ЖИРИНОВСКОМУ, а если потребуются, то искать он их будет явно не в Охотном ряду.

Еще один экс-депутат — Олег САВЧЕНКО — госдумовских перспектив лишил себя сам, покинув в знак протеста ряды «Единой России» во время выборной кампании. Хотя примеры, когда партия власти прощает своих «блудных детей», в новейшей истории партии есть, в том числе и в Волгоградской области. Однако САВЧЕНКО — это все-таки не тот случай, т.к. его законотворческий потенциал (чуть больше 40 законопроектов за 13 лет) не слишком велик.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов