РОССИЙСКИЕ МЕГАПОЛИСЫ НУЖДАЮТСЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Завершающий этап избирательной кампании в Государственную Думу ФС РФ связан не только с борьбой ее участников за симпатии избирателей, но и с обсуждением повестки дня нового созыва российского парламента.

Центральной проблемой этой повестки дня станет разработка и юридическое оформление нового экономического курса, связанного с выходом из кризиса и обеспечением устойчивого экономического роста как единственной прочной основы расширения социальной поддержки населения, реформирования социальной сферы.

Однако огромные пространства страны, существенные различия между регионами по плотности населения, ресурсному и экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни делают приоритетными территориальные проблемы. Традиционно в российском парламенте территориальный лоббизм принимал форму борьбы отдельных регионов за  деньги федерального центра и его внимание к местным нуждам. Этот лоббизм был, как правило, заметно слабее лоббизма крупных корпораций и финансово-промышленных групп и проигрывал ему в конкуренции.

Однако существует проблема, в решении которой интересы региональных и отраслевых лоббистов в значительной мере совпадают.

Это проблема развития крупных российских городов, прежде всего мегаполисов (городов-миллионников), как мест концентрации и взаимного наложения множества социально-экономических и политических проблем и противоречий, так и центров социальных инноваций, локомотивов экономического роста.  Охватывая все пространство России от Балтики до Восточной Сибири и Тихого океана, они образуют своеобразный геополитический каркас, скрепляющий единство страны.

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ ДЛЯ ВОЛГОГРАДА Руководство Волгограда демонстрирует устойчивую неспособность справиться с проблемой модернизации городской инфраструктуры

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ ДЛЯ ВОЛГОГРАДА
Руководство Волгограда демонстрирует устойчивую неспособность справиться с проблемой модернизации городской инфраструктуры и это чревато

Проблемы больших городов существовали всегда. Однако сегодня эти проблемы сконцентрированы на сравнительно небольшой, плотно заселенной, информационно насыщенной территории, связаны со стихийным развитием миграционных процессов, деградацией инженерной и транспортной инфраструктуры городов, отсутствием грамотного и эффективного управления.

Это серьезно увеличивает политические риски, создает почву для развития стихийного протестного движения, заметно ослабляет позитивное воздействие больших городов на окружающие их малые города и сельские территории.

Острая критика гражданами состояния и работы ЖКХ, недовольство плохими дорогами, состоянием дел в здравоохранении, бездеятельностью и воровством муниципальных чиновников, наконец, невозможностью оказывать влияние на  работу муниципальной власти и общее положение дел в городах то и дело дают о себе знать.

В условиях продолжающегося кризиса, роста цен и падения уровня реальных доходов происходит эффект взаимного наложения различных по своей природе проблем, создающий резонанс протестного потенциала.

При этом надо учитывать, что в городах-миллионниках  высок удельный вес образованного, активного, критически мыслящего населения, которое в принципе адаптировалось к рыночным условиям жизни и могло бы стать движущей силой экономического и социального обновления. Отсутствие на локальном — городском и муниципальном — уровне каналов реализации накопленного этими людьми социального и культурного капитала, энергии гражданского участия является деструктивным для всего общества. Это ослабляет авторитет власти, подрывает доверие к ней.

Первая проблема российских мегаполисов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, — создание особого режима управления. Ставка на возможность выбора модели городского управления, на наш взгляд, себя не оправдала, приведя не к гласному, открытому обсуждению кандидатур градоначальников, а к подковерной борьбе бюрократических кланов и лоббистских структур.

Необходимо вернуть городам-миллионникам прямые выборы мэров и глав районов (административных округов), отказавшись от института сити-менеджеров.

При этом возможны разные процедуры выдвижения и согласования кандидатов на пост мэра, учитывающие мнения губернаторов, региональных законодательных собраний, общественных палат и организаций. Но в любом случае в них должно быть место для широкой общественной дискуссии.

На локальном (муниципальном) уровне при решении вопросов организации и функционирования городского хозяйства, оценки работы муниципальных чиновников необходимо использовать практику проведения референдумов и опросов жителей.

В политических дискуссиях в ходе нынешних выборов уже высказывалась мысль о необходимость изменить порядок формирования региональных бюджетов, предусмотреть большие отчисления в их фонд от собираемых налогов. На наш взгляд, логичным продолжением этого должен стать особый порядок формирования бюджетов городов-миллионников, который бы позволил сократить разрыв между его возможностями и масштабами существующих проблем.

На муниципальном уровне общественность городов весьма позитивно относится к широкому общественному контролю за использованием муниципальных средств. Необходимо закрепить в законодательстве возможность решения коммунальных проблем (освещения, строительства и ремонта дорог и иных объектов общего пользования) на основе добровольного привлечения средств жителей отдельных улиц, домов, микрорайонов, поселений.

Необходимо создать национальную программу, предусматривающую участие крупных российских финансово-промышленных групп и естественных монополий в решении инфраструктурных проблем российских мегаполисов.

Так, например, РЖД могла бы, учитывая московский опыт, реализовать совместно с городскими властями в нескольких городах-миллионниках, в том числе в Волгограде, программу возрождения скоростного пригородного, а по сути внутригородского движения электропоездов. С такой скоростной системой внутригородского сообщения можно было бы согласовать новые транспортные схемы отдельных районов.

Спонсорской поддержки заслуживают и проекты перевода городского транспорта на экологически щадящие виды топлива и электроэнергию, реконструкции ливневой канализации и иных инженерных сетей, строительства объездных дорог и многоуровневых развязок.

В целом, развитие российских городов требует организационно-финансовой поддержки и координации на всероссийском уровне. ГосДума могла бы инициировать комплексную программу реконструкции и дальнейшего совершенствования жизни сначала в городах-миллионниках, затем в региональных центрах и, наконец, в средних и малых городах регионального подчинения.

Депутаты ГосДумы нового созыва, представляющие города-миллионники, могли бы выступить с инициативой создания Российской ассоциации мегаполисов во главе с мэром Москвы. Ее главной задачей было бы изучение и применение опыта Москвы в решении городских проблем, объединение усилий в создании качественно новой городской среды.

Оздоровление городской среды не замедлит сказаться на настроениях и ориентациях общественного мнения, будет способствовать конструктивной направленности общественных инициатив и движений.

Нет сомнений, что проблемы Волгограда и его жителей, как и проблемы других российских мегаполисов, могут быть решены только с использованием федеральных средств и ресурсов, опыта Москвы при участии крупнейших российских корпораций, интересы которых связаны с городом и регионом.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Нижнего Поволжья.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов