Завершающий этап избирательной кампании в Государственную Думу ФС РФ связан не только с борьбой ее участников за симпатии избирателей, но и с обсуждением повестки дня нового созыва российского парламента.
Центральной проблемой этой повестки дня станет разработка и юридическое оформление нового экономического курса, связанного с выходом из кризиса и обеспечением устойчивого экономического роста как единственной прочной основы расширения социальной поддержки населения, реформирования социальной сферы.
Однако огромные пространства страны, существенные различия между регионами по плотности населения, ресурсному и экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни делают приоритетными территориальные проблемы. Традиционно в российском парламенте территориальный лоббизм принимал форму борьбы отдельных регионов за деньги федерального центра и его внимание к местным нуждам. Этот лоббизм был, как правило, заметно слабее лоббизма крупных корпораций и финансово-промышленных групп и проигрывал ему в конкуренции.
Однако существует проблема, в решении которой интересы региональных и отраслевых лоббистов в значительной мере совпадают.
Это проблема развития крупных российских городов, прежде всего мегаполисов (городов-миллионников), как мест концентрации и взаимного наложения множества социально-экономических и политических проблем и противоречий, так и центров социальных инноваций, локомотивов экономического роста. Охватывая все пространство России от Балтики до Восточной Сибири и Тихого океана, они образуют своеобразный геополитический каркас, скрепляющий единство страны.
Проблемы больших городов существовали всегда. Однако сегодня эти проблемы сконцентрированы на сравнительно небольшой, плотно заселенной, информационно насыщенной территории, связаны со стихийным развитием миграционных процессов, деградацией инженерной и транспортной инфраструктуры городов, отсутствием грамотного и эффективного управления.
Это серьезно увеличивает политические риски, создает почву для развития стихийного протестного движения, заметно ослабляет позитивное воздействие больших городов на окружающие их малые города и сельские территории.
Острая критика гражданами состояния и работы ЖКХ, недовольство плохими дорогами, состоянием дел в здравоохранении, бездеятельностью и воровством муниципальных чиновников, наконец, невозможностью оказывать влияние на работу муниципальной власти и общее положение дел в городах то и дело дают о себе знать.
В условиях продолжающегося кризиса, роста цен и падения уровня реальных доходов происходит эффект взаимного наложения различных по своей природе проблем, создающий резонанс протестного потенциала.
При этом надо учитывать, что в городах-миллионниках высок удельный вес образованного, активного, критически мыслящего населения, которое в принципе адаптировалось к рыночным условиям жизни и могло бы стать движущей силой экономического и социального обновления. Отсутствие на локальном — городском и муниципальном — уровне каналов реализации накопленного этими людьми социального и культурного капитала, энергии гражданского участия является деструктивным для всего общества. Это ослабляет авторитет власти, подрывает доверие к ней.
Первая проблема российских мегаполисов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, — создание особого режима управления. Ставка на возможность выбора модели городского управления, на наш взгляд, себя не оправдала, приведя не к гласному, открытому обсуждению кандидатур градоначальников, а к подковерной борьбе бюрократических кланов и лоббистских структур.
Необходимо вернуть городам-миллионникам прямые выборы мэров и глав районов (административных округов), отказавшись от института сити-менеджеров.
При этом возможны разные процедуры выдвижения и согласования кандидатов на пост мэра, учитывающие мнения губернаторов, региональных законодательных собраний, общественных палат и организаций. Но в любом случае в них должно быть место для широкой общественной дискуссии.
На локальном (муниципальном) уровне при решении вопросов организации и функционирования городского хозяйства, оценки работы муниципальных чиновников необходимо использовать практику проведения референдумов и опросов жителей.
В политических дискуссиях в ходе нынешних выборов уже высказывалась мысль о необходимость изменить порядок формирования региональных бюджетов, предусмотреть большие отчисления в их фонд от собираемых налогов. На наш взгляд, логичным продолжением этого должен стать особый порядок формирования бюджетов городов-миллионников, который бы позволил сократить разрыв между его возможностями и масштабами существующих проблем.
На муниципальном уровне общественность городов весьма позитивно относится к широкому общественному контролю за использованием муниципальных средств. Необходимо закрепить в законодательстве возможность решения коммунальных проблем (освещения, строительства и ремонта дорог и иных объектов общего пользования) на основе добровольного привлечения средств жителей отдельных улиц, домов, микрорайонов, поселений.
Необходимо создать национальную программу, предусматривающую участие крупных российских финансово-промышленных групп и естественных монополий в решении инфраструктурных проблем российских мегаполисов.
Так, например, РЖД могла бы, учитывая московский опыт, реализовать совместно с городскими властями в нескольких городах-миллионниках, в том числе в Волгограде, программу возрождения скоростного пригородного, а по сути внутригородского движения электропоездов. С такой скоростной системой внутригородского сообщения можно было бы согласовать новые транспортные схемы отдельных районов.
Спонсорской поддержки заслуживают и проекты перевода городского транспорта на экологически щадящие виды топлива и электроэнергию, реконструкции ливневой канализации и иных инженерных сетей, строительства объездных дорог и многоуровневых развязок.
В целом, развитие российских городов требует организационно-финансовой поддержки и координации на всероссийском уровне. ГосДума могла бы инициировать комплексную программу реконструкции и дальнейшего совершенствования жизни сначала в городах-миллионниках, затем в региональных центрах и, наконец, в средних и малых городах регионального подчинения.
Депутаты ГосДумы нового созыва, представляющие города-миллионники, могли бы выступить с инициативой создания Российской ассоциации мегаполисов во главе с мэром Москвы. Ее главной задачей было бы изучение и применение опыта Москвы в решении городских проблем, объединение усилий в создании качественно новой городской среды.
Оздоровление городской среды не замедлит сказаться на настроениях и ориентациях общественного мнения, будет способствовать конструктивной направленности общественных инициатив и движений.
Нет сомнений, что проблемы Волгограда и его жителей, как и проблемы других российских мегаполисов, могут быть решены только с использованием федеральных средств и ресурсов, опыта Москвы при участии крупнейших российских корпораций, интересы которых связаны с городом и регионом.
Источник: Брифинг Клуба экспертов Нижнего Поволжья.