ЧЕРЕЗ ВЫБОРЫ-2016 — К «НОВОМУ ПРАГМАТИЗМУ»

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Продолжающаяся избирательная кампания по выборам в Государственную Думу ФС РФ, ее выход на официальный старт, вызывает у наблюдателей и экспертов разные мнения и оценки, среди которых часто можно встретить скепсис и разочарование: ни доминирование «Единой России», ни спектр «проходных» парламентских партий, похоже, не изменятся.

В чем заключаются истоки такой политической инерции и так ли уж стабильна партийная жизнь и соотношение сил у участников предвыборного марафона?

Помимо имеющихся у «Единой России», как у всякой партии власти ресурсов и преимуществ, которые постоянно обсуждаются в СМИ, действуют и другие, менее броские, но, на наш взгляд, не менее значимые факторы.

ПРЕДВЫБОРНЫЙ СУББОТНИК «ЕДИНОЙ РОССИИ» Внезапно массовая активность депутатов призвана создать иллюзию работы единороссов. Заодно и сэкономить финансы на выпуск АПМ и реализацию общих партийных проектов

ПРЕДВЫБОРНЫЙ СУББОТНИК «ЕДИНОЙ РОССИИ»
Внезапно массовая активность депутатов призвана создать иллюзию работы единороссов. Заодно и сэкономить финансы на выпуск АПМ и реализацию общих партийных проектов

Несколько лет назад «Единая Россия» пробовала, развернув внутрипартийную дискуссию, сформировать собственную идеологию. Однако, хотя свести воедино три версии консерватизма, существовавшие в партии — державно-государственный, либеральный и социальный, — так и не удалось, общая ориентация партии на консервативные ценности сохранилась. И эта ориентация в значительной мере соответствует господствующим в обществе настроениям.

Во-первых, наблюдения социологов показывают, что при всем углублении кризиса и снижении уровня жизни населения, большинству граждан пока удается адаптироваться к ухудшающимся условиям. Такой вариант поведения воспринимается как вполне естественный и оправданный, поскольку альтернативные идеи революционного протеста или активного реформистского изменения общества  по многим причинам отвергаются россиянами как имеющие неприемлемо высокую «социальную цену» и создающие риск возвращения в нестабильность 90-х годов.

Во-вторых, не менее существенно и то, что значительная часть россиян со средними и ниже среднего доходами, для которых ощущение стабильности повседневной жизни связано с сохранением того, пусть и не вполне устойчивого, но реального равновесия, которое уже достигнуто, позитивно и доверительно воспринимает консервативную лексику, лозунги и ориентиры.

В-третьих, среди единороссов рядовой избиратель может встретить и традиционные державно-патриотические лозунги консерваторов, и риторику консервативного патроната, социальной поддержки и защиты, и призывы сочетать консервативный порядок со свободным рынком.

В-четвертых, затянувшийся период нестабильности и кризиса сместил фокус общественного сознания с будущего и социальных перспектив на настоящее, на то, что происходит здесь и теперь, когда предостережения экспертов и оппозиции кажутся неактуальными и беспочвенными. Если лето и осень 2016 года не принесут российскому обществу потрясений, отмеченные особенности массового сознания и поведения сохранятся.

Очевидно, что критика действий Правительства России, равно как и протестные настроения локализуются в последние годы в мегаполисах-миллионниках и больших городах. Однако такие настроения должны быть оформлены и выражены.

Партии парламентского меньшинства не кажутся для многих групп протестного электората привлекательными, ну а партии либеральной оппозиции («ПАРНАС», «Яблоко» и др.) едва ли способны стать аккумуляторами протестного потенциала.

Десятилетия постсоветского плюрализмы прошло для них незаметно: они так и не превратились в реальные политические партии. И сегодня, слушая их лидеров и представителей, трудно избавиться от впечатления, что перед нами кружок единоверцев, больше озабоченный сохранением чистоты принципов, идеологических догм и оценок, чем формированием реальной программы действий, ориентированной на условия конкретных российских городов и регионов.

Неудивительно, что политическая жизнь нашей либеральной оппозиции протекает, преимущественно, в идеологических дебатах, личных разборках вождей и критике «Единой России» и парламентской оппозиции.

Волгоградские телезрители стали свидетелями того, как несколько месяцев назад на заседании Клуба экспертов участники дискуссии выдвинули идею создания единого фронта всех партий оппозиции — парламентских и непарламентских. Идея эта так и не превратилась в практику совместных действий, утонув во множестве условий и оговорок. Даже волгоградские «яблочники», имеющие позитивный опыт сотрудничества с КПРФ оказались неготовыми поддерживать единых кандидатов оппозиции в случае их выдвижения.

Как тут не вспомнить недавние откровения одного из «духовных вождей» либеральной оппозиции Михаила ХОДОРКОВСКОГО, признавшего, что для мирной, то есть, надо понимать парламентской смены власти в России необходимо объединение  40 млн граждан, составляющих 30% избирателей.

С нынешними кадрами, структурами и взглядами региональных представителей непарламентской оппозиции сторонникам либеральной оппозиции неопределенно долго придется ждать желаемых электоральных результатов…

Но дело не только в том, что волгоградская, как и российская, оппозиция часто превращает реальную политику в далекие от  проблем электората идеологические дебаты.  История участия в выборах-2016 Евгения ИЩЕНКО демонстрирует другую крайность, когда не власть, а критикующая ее оппозиция путает  политику с  бизнес-проектами, превращая политическую кампанию в лоббирование личных коммерческих интересов, подменяя рост национальной экономики ростом личных доходов.

Двадцать лет постсоветской демократии в России подтвердили, что российский бизнес может достаточно успешно лоббировать свои интересы в парламентах разных уровней, но не может создать политическую партию, способную отстаивать коренные интересы населения и национальной экономики.

ИЩЕНКО ОПОЗДАЛ С НАЧАЛОМ СВОЕЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ По сути, его предвыборная кампания должна была начаться примерно год назад, чтобы к предстоящим выборам избиратели могли хотя бы рассматривать его кандидатуру, как одну из возможных

ИЩЕНКО ОПОЗДАЛ С НАЧАЛОМ СВОЕЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
По сути, его предвыборная кампания должна была начаться примерно год назад, чтобы к предстоящим выборам избиратели могли хотя бы рассматривать его кандидатуру, как одну из возможных

«Казус ИЩЕНКО», вылившийся то в расставание, то в «сочетание» с ним «Партии Роста», обозначил новую тенденцию в жизни российских политических партий, которая ярко проявилась в региональной избирательной кампании.

Уже не первый год члены Клуба экспертов указывали на необходимость обновления идеологии, программы, кадров основных политических партий в регионе. В дискуссиях не раз обсуждался вопрос о том, началось ли обновление жизни партий, насколько оно существенно. Увы, реальные последствия были незначительны, и жизнь менялась быстрее партийных структур.

В итоге вынужденное обновление пришло извне: отвергнутые партиями прежние (в «Единой России» — Олег САВЧЕНКО) или вновь обретенные (все той же «Партией Роста» — Евгений ИЩЕНКО) кандидаты, а также волею партийного руководства утратившие связь с регионом (в КПРФ — Александр КУЛИКОВ) стали возмутителями партийного спокойствия.

Деструктивным внешним фактором стало и перешедшее в заключительную фазу уголовное дело в отношении регионального лидера КПРФ Николая ПАРПШИНА.

Все эти события спровоцировали дискуссии, а иногда и конфликты в региональном партийном активе, в той или иной мере дезориентировали рядовых членов и сторонников.

Есть все основания считать, что в ходе думских выборов 2016 года в партийных списках появятся новые имена, символизирующие приход к власти нового поколения партийных функционеров, сформировавшихся в эпоху, когда партийный плюрализм то и дело подменялся плюрализмом коммерческих интересов, коррумпированных структур и должностных лиц.

«Новый прагматизм» партийных политиков нового поколения может превратить их скорее в договороспособных партнеров «партии власти», чем в последовательных и практически успешных оппозиционеров.

Можно сказать, что обозначилась одна из интриг кампании 2016 года: как изменится баланс сил основных думских партий нового созыва, какие коалиции станут возможны и что станет их результатом?

Что-то подсказывает, что количественный баланс голосов останется тем же, но качество, вопреки диалектике, окажется новым.

Источник: брифинг Клуба экспертов.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов