Правительство России решило идти по пути создания экономических макрорегионов: предложение о юридическом укрупнении регионов не попало в проект Совета Федерации ФС РФ по «совершенствованию региональной политики».
Информацию подтверждает сенатор Вячеслав ТИМЧЕНКО, ознакомившийся в концепцией документа. По его словам, формирование макрорегионов не предполагает внесения изменений в Конституцию России, лишь раскрывает основные подходы к формированию бюджетной и инвестиционной политики в регионах, описывает разграничение полномочий между федеральной, региональной и местной властью, давая при этом больше самостоятельности регионам и муниципалитетам.
Свое мнение насчет новой инициативы Кремля «Национальному Эксперту» высказал руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталий АРЬКОВ:
— В России по-прежнему де-юре существуют федеральные округа, и содержание их аппарата по-прежнему финансируется из федерального бюджета. Если предложенная идей создания макроэкономических зон не может быть наложена на уже существующие федеральные округа и требуется дополнительная перекройка карты России, то возникает резонный вопрос — зачем они в современных реалиях вообще нужны? Помимо кормления отставных военных чинов и силовиков, а также их окружения. Это первый аспект.
Второй — фактически федеральное руководство России данной инициативой расписывается в несостоятельности прежней схемы вертикали власти, прежде всего, экономической, когда Москва, словно мощный пылесос, вытягивала деньги из регионов и распределяла их по принципу известной детской сказки — «этому дала, а этому не дала».
Нередко получалось так, что регион-донор в силу субъективных причин (губернатор был «посажен» на регион предшественником нового замглавы Администрации Президента России — как характерный пример) получал значительно меньше межбюджетных траншей с уровня Федерации, чем соседний регион-иждивенец, губернатор которого хоть и являлся серостью и бездарностью как управленец, но был близок к новому замглавы.
Сейчас Федерация решила изменить принципы и намерена разделить заботу и ответственность за содержание регионов-иждивенцев (а их в силу ошибочной стратегии кабинета министров становится все больше) с регионами-донорами.
Иными словами, та же Казань будет продолжать подпитывать Москву, но еще будет вынуждена взять на содержание, к примеру, Киров, Ульяновск, Чебоксары, Йошкар-Олу и, может быть, даже Уфу с Ижевском.
Но это не только экономика в чистом виде. Как известно, кто ужинает девушку — тот ее и танцует. На практике в России появятся удельные князьки в лице глав субъектов-центров новых макроэкономических агломераций и их вассалы — коллеги из «прицепных» субъектов.
Как мы помним, нечто подобное в свое время предлагал Кремлю глава Чеченской Республики Рамзан КАДЫРОВ — стать наместником Кремля на всем Северном Кавказе. С одной лишь разницей, что, в отличие от того же Татарстана, Чечня является, пожалуй, самым обсуждаемым в обществе по величине финансовой поддержки на одного жителя регионом-иждивенцем.
То есть при новой нарезке, вероятно, станут учитываться не только экономические показатели субъектов, но и политический статус их губернаторов в Кремле. Сложно представить, что по собственной воле Грозный «ляжет» под Ставрополь и уж тем более под Краснодар.
Кстати, все это мне напомнило значительно переработанную и переосмысленную стратегию Кремля времен раннего Бориса ЕЛЬЦИНА, когда Москва оказалась не в состоянии обеспечивать экономическую стабильность регионов и потому им было сказано: берите суверенитета, сколько сможете проглотить.
То есть сейчас Москва, как и тогда, в трудный момент снимает с себя значительную часть обязательств и «умывает руки» — выживайте, как хотите. А когда ситуация станет выправляться, вновь вернется к централизации и пресловутой вертикали.