Современный муниципалитет — это часть одного большого целого. И главам городов, планируя и выстраивая работу на этом посту, необходимо понимать не только свою ответственность перед жителями города.
Важно осознавать, что грамотное межмуниципальное сотрудничество, взаимодействие с федеральными структурами, работа в различных союзах и ассоциациях помогает направлять усилия всех муниципальных образований в едином направлении, действовать сообща на укрепление института государственности.
Современные тенденции развития страны направлены именно на это — на создание сильной системы управления, эффективной вертикали власти.
Сегодня я вижу, что в Союз российских городов пополняется руководителями органов местного самоуправления нового формата, поскольку само время предъявляет к главам муниципалитетов особые требования. Прежде всего — это понимание происходящих в государстве перемен. А также грамотность — и управленческая, и юридическая, и политическая — чтобы перемены эти происходили максимально эффективно и без сбоев для городского хозяйства.
Перед руководителями муниципальной власти на местах стоит непростая задача. С одной стороны, ежедневное качественное обеспечение жизнедеятельности города. С другой — вклад в разработку и реализацию стратегических, более масштабных проектов. И по работе Союза российских городов я вижу, что в нашем объединении преобладают именно такие руководители.
Тенденции развития муниципалитетов России в этом году связаны, прежде всего, с внедрением масштабной реформы местного самоуправления в стране. В некоторых городах, в результате реформирования, принципиально изменилась система власти, подход к осуществлению своих полномочий. Ставка была сделана на построение принципиально новой модели местного самоуправления в Российской Федерации с целью повышения эффективности управления на местах. Наказ Президента России Владимира ПУТИНА о том, что власть должна быть ближе к народу, обрела свое практическое воплощение.
Как известно местное самоуправление — это, с одной стороны, нижний уровень власти, а с другой — ближайшая власть к населению, формирующая структуру гражданского общества на местном уровне, вовлекающая широкие слои населения в процесс самоуправления.
Конечно, такие серьезные перемены, как реформа в органах власти, не может проходить без определенных трудностей — кое-где муниципалитетам не хватает полномочий, требуют соответствующих корректив и поправок федеральное законодательство. В этом контексте Союз российских городов стал той организацией, которая смогла обобщить полученный опыт внедрения реформы в муниципалитетах, сформулировать единые предложения, пожелания, рекомендации для ее дальнейшего беспрепятственного внедрения и представить их в Федеральные органы власти.
Еще одно не менее важное направление работы Союза — это реализация пилотных проектов агломерации, к которым приступило Правительство России. В центре внимания оказались вопросы территориальной организации местного самоуправления, проблемы управления крупными городами в целом и городскими агломерациями в частности.
И это понятно, ведь именно крупные города являются сегодня центрами экономического роста, а их развитие — важное условие обеспечения конкурентоспособности всей страны. Понимая, что жизнь подвигает нас к новым формам работы не только на уровне муниципалитетов, но и на межмуниципальном уровне, Союзом российских городов была создана рабочая группа по разработке моделей управления городскими агломерациями и механизмов межмуниципального взаимодействия.
Для этого было проведено обобщение и осмысление накопленного российского и зарубежного опыта агломеративного строительства, выявление основных препятствий на пути этого процесса. Была создана Межведомственная рабочая группа по развитию агломераций Минрегиона России, а позже Минэкономразвития, эксперты нашего союза активно включились в ее работу.
По инициативе нескольких регионов, реализующих пилотные проекты по развитию агломераций, мы в Союзе российских городов понимаем, что целенаправленное развитие агломераций давно стало общемировым трендом. Россия даже с некоторым опозданием присоединяется к нему. А основная задача власти в этом контексте — помогать формировать инфраструктуру роста там, где есть объективные предпосылки для формирования агломераций.
В данном случае я говорю уже не только как президент Союза российских городов, а как инициатор одного из пилотных проектов — проекта развития Челябинской агломерации. Нам представляется, что формирование агломераций — это новый перспективный этап в развитии местного самоуправления.
Станислав МОШАРОВ, президент Союза российских городов.