ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ — АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД

ПАВЕЛ ГОЛОД_135Противодействие фальсификациям истории и формирование новой исторической политики сегодня становится одним из государственных приоритетов в России. Наряду с учебниками истории, подготовкой профессиональных педагогических кадров, важная роль в государственной исторической политике отводится музеям и музейной инфраструктуре.

Очевидно, что музейное дело нуждается сегодня не только в дополнительном бюджетном финансировании и поощрении энтузиазма музейных работников, но и в привлечении специалистов из других отраслей гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний — этнографов, конфликтологов, психологов, религиоведов, программистов и т.д. Представляется также, что современное музейное дело нуждается также в качественном социологическом сопровождении.

Сегодня  для специалистов-социологов музей реже является предметом исследований, чем для представителей других общественных наук. В отечественных социологических публикациях «музейные сюжеты» крайне редки, если не считать те из них, где дается анализ посещений музеев, как одной из форм проведения свободного времени с фиксацией частоты и мотивов таких посещений.

Вывести социологическое исследование музея за эмпирические рамки помогло бы его изучение как социального института. Однако и сегодня остается во многом справедливым упрек социологам и музееведам, высказанный 20 лет назад Игорем БЕСТУЖЕВЫМ-ЛАДОЙ, в том, что «ни отечественное, ни зарубежное музееведение не поднялось еще до такого уровня, на котором мог бы быть дан четкий анализ музея как социального института в общей системе культуры человечества».

Музейная социология как особая отрасль социологии, изучающая музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению возникла на рубеже в конце XIX-XX веков в результате массового распространения общедоступных музеев. Развитие музейной социологии направлено на изучение музейной аудитории с целью реализации миссии музея в социуме.

В этой отрасли социологии используются разнообразные и многоуровневые методики в зависимости от целей и задач исследований, среди которых наиболее распространены: пилотажное исследование, мониторинг, наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование).

Одним из первых масштабных исследований по музейной тематике стало всероссийское социологическое исследование «Человек и учреждения культуры», проведенное в 1986 году. Оно показало, что 15% опрошенных респондентов не удовлетворены (в основном не удовлетворены или полностью не удовлетворены) организацией музейного дела в своем городе, а 33% затруднились вообще оценить свое отношение к этой проблеме.

Возможно такое положение дел связанно именно с тем, что музеи слишком мало внимания уделяют той категории посетителей, которые пришли в музей «просто отдохнуть».

Исследования, проведенные в ряде европейских стран, показывают, что у музейных сотрудников существуют устойчивые мифы и завышенные представления об аудитории. Так, например, музейные сотрудники считают, что:

— аудитория гомогенна;

— аудитория думает о себе, как о любителях искусства;

— аудитория динамична и активна в выборе искусств;

— аудитория образованна и сведуща в искусстве;

— аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и в искусстве;

— аудитория разделяет ценности музея и т.д.

Все эти представления оказались неверными. Как оказалось, мотивы интереса аудитории несколько другие. В большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:

— привести детей или друзей;

— провести время с другом или подругой;

— хотят отдохнуть в тиши музея;

— хотят «подняться над обыденностью»;

— потому что им нравится здание, атмосфера, пространство музея;

— им интересна коллекция или выставка;

— потому что они — туристы.

Причины, по которым люди не ходят в музеи и галереи:

— люди не знают, что происходит в музеях;

— люди дискомфортно себя чувствуют, потому что не разбираются в искусстве, стесняются этого и им не хочется там быть;

— деловые люди считают, что они очень заняты, у них не хватает времени, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;

— бедные считают, что музеи не для них, потому что это — дорогое удовольствие;

— посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, там очень строгие правила поведения и детям все время делают замечания;

— инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;

— молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.

На основе данных, которые предоставляет именно музейная социология, делаются важные выводы в такой науке, как музейная педагогика. Ведь музейная социология изучает функционирование музея как социального института; реализацию в его деятельности общественных потребностей, запросов и ожиданий; воздействие музея на общество и общества на музей; отношение к музею различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп, их потребности и ценностные ориентации.

В современном музееведении вполне оформились представления о важности социологических исследований не только в культурно-образовательной деятельности музеев, но и по другим направлениям работы. Социология вырабатывает методики экспертных оценок, функциональных характеристик музейных фондов, содержательно-смысловых показателей музейной деятельности, критерии эффективности внутримузейных коммуникаций, связи между музейной и внемузейной работой (определение меры значимости этой работы и отдельных ее форм для музейной аудитории, экспертов, специалистов и т.д.).

Социологические исследования составляют важную часть научно-исследовательской работы современных музеев. Музейная социология опирается как на общие социологические данные (например, на данные переписей или общесоциологических исследований о численности, возрастных, социальных, профессиональных и т.д. характеристиках населения), так и проводит собственные исследования путем опросов, анкетирования, наблюдения, изучения документов и т.д.

С уверенностью можно констатировать тот факт, что только на основе результатов научно-исследовательской деятельности социологов, направленной на изучение механизма взаимодействия музея и местного сообщества посредством проведения социологического исследования музейной аудитории, может быть разработан современный инструментарий исследования и рекомендации по оптимизации механизма взаимодействия музея с музейной аудиторией.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов