«БОЛЬШУЮ РЕВИЗИЮ» ВОЛГОГРАДСКОЙ ЭЛИТЫ ГУБЕРНАТОРУ ПРЕДСТОИТ ДОПОЛНИТЬ НОВЫМ ДИАЛОГОМ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

АНДРЕЙ СЕРЕНКОВременем «большой ревизии» стал для Волгоградской области первый год губернаторства Андрея БОЧАРОВА. Эта ревизия охватила практически все сферы региональной жизни — административный класс, политический процесс, экономические отношения и проекты, социальную сферу, инфраструктурные проекты и т.д. Очевидно, что коренного перелома в этих сферах достичь за 12 месяцев невозможно. Однако основания для необратимости перемен заложены, и, судя по всему, 2015 год имеет серьезные шансы стать для Волгограда действительно «годом великого перелома».

Пока же можно констатировать, что волгоградской региональной элиты в том виде, в каком она существовала последние 15 лет, больше нет. Люди в большинстве своем остались, конечно, живы-здоровы, но вот их статус, а также характер их отношений (политических, деловых, коррупционных и пр.) серьезно изменился.

Практически уничтожена каста политических господ, составлявшая реальную волгоградскую партию власти на протяжении полутора десятка лет. То, с какой легкостью и быстротой это произошло, до сих пор вызывает изумление.

Люди, повелевавшие еще совсем недавно миллионным городом и огромным регионом, сегодня либо покинули Волгоград, либо влачат жалкое политическое существование, прячась по углам и обсуждая ими же сочиненные слухи и сплетни на тему «потерпим еще немного, скоро все наладится».

Неспособность бывших волгоградских господ сохранить политическую субъектность с приходом БОЧАРОВА на пост губернатора лишний раз подчеркивает слабость, инфантильность, никчемность и бесполезность уходящей региональной элиты. Удивляться приходится теперь не тому, что бывшие хозяева волгоградской жизни обанкротились и отправились на политическую свалку, а тому, что это произошло только сейчас.

Демонтаж старой региональной элиты спровоцировал паралич привычной публичной политической жизни. «Публичная политика в Волгограде исчезла, умерла», — сетует один из бывших волгоградских градоначальников. Однако она исчезла не потому, что «всех придавил» БОЧАРОВ, а потому, что сами привычные участники политического процесса оказались «голыми королями». Они не знают, что делать им самим, что предложить волгоградцам, какое место занять в новой региональной политической системе.

И в этом незнании, бессилии, беспомощности уходящей волгоградской элиты проявилась нищета и пустота многолетней публичной волгоградской политики. Она была ярмаркой пустого тщеславия, бессодержательного политического эксгибиционизма, прикрывавшего пиаровской мишурой отсутствие смысла, стратегии и большой цели. Потому потерю такой публичной политики практически не заметили обычные волгоградцы, потому стоны в связи с ее утратой раздаются лишь из щелей социальных сетей и в тиши некогда высоких кабинетов, превратившихся в политические склепы.

«Жуликоватость волгоградской элиты» (о чем говорил еще губернатор Сергей БОЖЕНОВ), ее коррупционное социальное происхождение сделали неизбежной для Андрея БОЧАРОВА реальную борьбу с коррупцией. Очевидно, что на практике эту борьбу ведут небезупречные специалисты, сами до недавнего времени входившие в высший региональный политический класс, и им присущи очень многие родовые черты этого класса.

Но тут БОЧАРОВ, вероятно, решил действовать по сталинскому принципу «других писателей (читай — борцов с коррупцией) у меня для вас нет». И это привело не только к торжеству реализма в волгоградской политике, но и к еще большей деморализации уходящей региональной элиты.

Скорее всего, «большая ревизия», начатая БОЧАРОВЫМ весной 2014 года, продлится и весь 2015 год. Полученная новым губернатором на выборах 14 сентября 2014 года степень общественного доверия (свыше 80% голосов избирателей) и карт-бланш Кремля позволяют БОЧАРОВУ сохранять широкие возможности для политического маневра и применять самые жесткие технологии для достижения социально-экономических и политических целей.

Однако губернатору-реформатору не стоит расслабляться. Неспособная к активному сопротивлению уходящая региональная элита с нетерпением ждет, когда же БОЧАРОВ поскользнется на какой-нибудь «арбузной корке». И наверняка будет пытаться такие корки ему под ноги дополнительно подбросить.

Неэффективность городских властей Волгограда, провал дорожного ремонта весной-осенью 2015 года в областном центре, отсутствие понимания горожанами того, что делает городская власть, точечные социальные конфликты (вроде голодовки многодетных матерей), возникшие в результате головотяпства чиновников на местах — это только некоторые щели в губернаторском политическом бронежилете, в которые могут начать целиться его деморализованные оппоненты.

Принципиальную важность для Андрея БОЧАРОВА имеет постоянный и эффективный диалог с общественным мнением, с рядовыми волгоградцами, которые считают сегодня губернатора «своим».

Уходящая старая региональная элита не является ни помощником, ни союзником БОЧАРОВА, говорить с ней особо не о чем. Формирование новой, бочаровской административно-политической элиты займет несколько лет. И в этот период «элитного безвременья» у главы региона внутри области нет иного союзника, кроме общественного  мнения. И этого союзника нужно поддерживать, им нужно дорожить.

После недавних арестов и возбужденных уголовных дел в Городищенском районе, когда к ответственности были привлечены бывшие и нынешние муниципальные руководители, среди городищенцев возникла стихийная инициатива — начать сбор денег на народный памятник БОЧАРОВУ.

«У нас воровали всегда, но до БОЧАРОВА никто воров не прижимал», — комментируют свою инициативу жители пригородного района. Конечно, вряд ли такой памятник Андрею БОЧАРОВУ пока в районе появится. Однако для губернатора очень важно, чтобы этот порыв у людей не иссякал. И не только в Городищенском районе.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов